Люки для ливневой канализации

Монтаж дорожных люков

При строительстве дорог в проекты закладываются модели с точной геометрией. Посадочное место должно обеспечивать давление люка на опорную плиту не более 7,5 Мпа. При монтаже на нивелированную плиту не требуется корректировка уровня люка к дорожному покрытию. Смонтированное таким образом устройство простоит много лет без замены.

При ремонте с наращиванием дорожного полотна дополнительно устанавливается опорное кольцо между перекрытием и канализационным люком. Назначение элемента состоит в повышении уровня люка и снижении нагрузки на плиту перекрытия. Опорное кольцо уменьшает удельную нагрузку более чем в 10 раз.

Нормативные документы

Проектирование и монтаж ливневых систем канализации осуществляется в соответствии со строительными, санитарными нормативными требованиями. Документы регламентируют прогрессивные технические решения, конструкции люков заводского изготовления, современные способы строительно-монтажных работ.

При строительстве ливневой канализации можно использовать типовой проект с внесением корректив, учитывающих особенности конкретного участка. В случае большой площади отвода вод, следует запланировать дополнительные колодцы для очистки. Необходимо включить в проект защитные решетки для сбора крупного мусора.

Требования к люкам

Назначение и метод изготовления канализационных люков из разных материалов регламентируется актуальными стандартами. Технические характеристики изделий определяет ГОСТ 3634-2019, в котором указаны требования к изготовлению люков, дождеприемников и коверов для ливневой канализации.

Указанный ГОСТ содержит маркировку назначения инженерных коммуникаций:

  • К − канализация промышленного и бытового назначения;
  • Д − канализация отвода дождевых и талых вод.

Кроме двух основных маркировок есть обозначения на люках для специфических коммуникаций:

  • крышки для водоснабжения маркируются буквой В;
  • гидрант и пожарный водопровод − Г;
  • газовая магистраль − ГС;
  • теплосеть − ТС;
  • телефонная сеть − ГТС.

При литье канализационных люков компания-производитель должна указывать свой товарный знак и год выпуска. Обозначения выполняются произвольным шрифтом на верхней поверхности крышек. Не допускается проскальзывание колес автомобилей по рисунку и маркировке на люке при любых погодных условиях.

Изготовитель должен прикладывать к каждому люку или партии паспорт с указанием даты проведения технического контроля.

Технология монтажа

Правила установки ливневых канализационных люков прописаны в документах СП 32.13330.2018, СНиП 2.04.03-85. Ревизионные колодцы с люками строятся на каждой ветке ливневой канализации.

На придомовой территории нужен дополнительный колодец для сбора воды ото всех приемников. Колодцы сооружаются и обустраиваются вдоль дорог и площадок. Чугунный люк устанавливается на бетонную плиту или прочную кирпичную кладку.

Виды канализационных люков

Специфические формы конструкций люков предотвращают попадание посторонних предметов, мусора внутрь водостоков. Производители канализационных люков предлагают основной вид изделий − круглые. Значительно реже изготавливаются квадратные и другие модели. Как правило, внешняя структура выпуклая, но бывает и плоской.

Круглые люки

Классический вариант подходит для большинства шахт с цилиндрическими горловинами. Основные преимущества круглых конструкций:

  • устойчивость. При эксплуатации не провалится внутрь в любом положении, не даст большой люфт при закрывании;
  • прочность. Благодаря равномерному распределению нагрузки по всей поверхности снижаются риски повреждения отдельных участков;
  • компактность. Отсутствие острых углов облегчает транспортировку. Тяжелое изделие можно перекатывать к месту монтажа.

Отличаются функциональные круглые канализационные люки экономичностью. На такие модели тратится до 40% меньше сырья, чем на изделия аналогичных размеров другой формы.

Оригинальные формы

Квадратные и прямоугольные канализационные люки востребованы чаще именно для ливневых сооружений. Стандартные размеры сторон составляют 300-800 мм. Изделия малопригодны для установки в местах интенсивного движения транспорта.

Треугольную форму пытались повсеместно установить в американских городах. Идея состояла в удобстве указания направления дождевого потока. Но они не выдерживали контроля требований безопасности. Постепенно треугольные модели заменили на обычные.

Овальные и другие канализационные люки сложной формы обычно выпускают малыми партиями. Они не предназначены для массовых городских проектов. Такие штучные изделия заказывают для дизайнерских решений – они придают застраиваемой территории уникальный запоминающийся вид. На некоторые эксклюзивные изделия наносится декоративная маркировка, вызывающая интерес коллекционеров.

Установка пластикового люка

Процесс монтажа проходит аналогично выполнению инженерных систем обычной канализации. Конструкция люка любой формы состоит из крышки и опалубки, которую иногда называют обечайка. Установка изделия производится в следующей последовательности:

  1. Закрепление опалубки на горловине колодца. Работы производятся строго по уровню, во избежание деформаций в эксплуатации. Пластиковые канализационные люки оборудованы специальными отверстиями в опалубке для удобства крепления.
  2. Заливка цементного раствора. Обычно для предотвращения попадания вязкой смеси внутрь колодца используется армирование или удерживающее приспособление. Например, накачивается вставленная в отверстие автомобильная камера.
  3. Установка крышки люка. Удерживающее приспособление или автомобильная камера удаляется после высыхания раствора. Крышка вставляется в специальные пазы опалубки.
  4. Люк, смонтированный с выступом над поверхностью горловины колодца, необходимо обустроить отмосткой. Обычно выполняется выемка грунта на расстоянии 1-1,5 м от крышки. Подготовленное углубление заполняется песком, утрамбовывается. Верхняя часть отмостки заливается бетоном. В зеленой зоне канализационные люки декорируются искусственными камнями или с помощью других приемов.

Функциональные детали

Выпуклая форма крышек предотвращает накопление дождевой воды, которая при замерзании разрушает конструкцию устройства. Ребристая поверхность улучшает сцепление шин автомобилей и подошв пешеходов.

Параметры канализационных люков бывают стандартного исполнения и специального. Последние отличаются дополнительными элементами, приспособлениями. Некоторые специфические конструкции имеют:

  • встроенные устройства для крепежа, необходимые при подъеме крышек грузоподъемными машинами;
  • углубления на поверхности для утяжеления всевозможными полимерными или бетонными наполнителями;
  • запорные механизмы, которые предотвращают несанкционированные проникновения в колодцы, кражу люков.

В ливневой канализации применяются конструкции с двойными крышками. Верхняя более тяжелая защищает инженерную систему. Нижняя имеет затворные механизмы с надежной фиксацией. Увеличение веса необходимо для предотвращения самопроизвольного открывания канализационных люков на проезжей части.

Оцените статью