Особенности проектирования вентиляционных систем СТО
Проектирование вентиляции производственных помещений автосервисов строится по принципу максимального удаления загрязнений с помощью местных отсосов, а концентрация оставшихся уменьшается приточным воздушным потоком. Так как практически все загрязняющие вещества легче воздуха, то наиболее загрязненный воздух находится в верхней части помещения. Исходя из этого, для большей эффективности работы вентиляционной системы, воздухозаборники устанавливаются под потолком. Еще одним решением может быть использование крышного вентилятора, для забора загрязненных воздушных масс.
Варианты вентиляционной системы СТО
- Принудительная вытяжная вентиляция нужна в цехах автосервисов, которые имеют площадь до 50 м.кв. Для таких небольших производственных цехов целесообразно обустройство вытяжной вентиляции, в которой будут установлены точки удаления загрязнений, а приток будет осуществляться естественным путем.
- В помещениях, больших 150 м.кв, необходимо использовать механический приток воздушных масс. Нужно подобрать такое оборудование, чтобы обеспечить воздухообмен, кратностью от 20 до 40.
- В автомастерских, где производственные цеха занимают большие площади, нужно обустраивать принудительную приточно-вытяжную вентиляционную систему, с местными отсосами воздуха, идущими от выхлопных труб.
От каких вредных воздействий окружающей среды избавит вентиляция?
Многие люди считают, что если помещение является нежилым, то и вентиляционная система большого значения не имеет. Но это далеко не так. Ниже мы рассмотрим основные негативные воздействия окружающей среды, от которых поможет избавиться установка вентиляционного оборудования.
- Избыток влаги. Данное воздействие разрушает металлический кузов автомобиля, также негативно сказывается на электрику и различные электронные приборы автомашины в целом. Сырость в помещении является основным виновником гниения и порчи пищевых запасов, которые могут храниться в гараже с подвалом. Основная конструкция гаража состоит из деревянных или металлических опор, которые при избытке влаги могут стать жертвами грибка. Грибок также может распространяться и на стены гаража.
- Разного рода токсические испарения. Ни для кого не секрет, что токсические пары крайне неблагоприятно сказываются на организме человека. Если помещение будет плохо вентилироваться, то человек находясь в нём, будет чувствовать головные боли, тошноту, слабость — вплоть до отравления. Владелец гаража не сразу сможет почувствовать вредное воздействие выхлопных газов автомобиля, но впоследствии это может негативно сказаться на его здоровье и работоспособности.
Вентиляционная система в гараже избавит его владельца от всех выше перечисленных негативных воздействий и факторов. Согласно требованиям, изложенным в СНиПе 21-02-99, такая хозяйственная постройка, как гараж должна быть оснащена вентиляционной системой наравне с жилыми домами и постройками.
Без вентиляции страдают такие части авто
Независимо от того, есть ли в гараже отопительные коммуникации или нет, вентиляция должна быть установлена в обязательном порядке. Учитывая все нормы регламента, следует рассчитывать на то, что объём свежего воздуха, который прибывает через вентиляционную трубу, должен составлять 180 м2/час. Температура воздуха внутри помещения должна составлять 5 градусов по Цельсию.
Основываясь на стандарты Европы полная циркуляция воздуха должна проходить от 6 до 10 раз в сутки.
Стандартные одноуровневые гаражи и гаражи с двумя этажами необходимо обязательно оснащать вентиляционной системой, которая будет обеспечивать необходимое проветривание помещения и обдув воздухом автомобиля. В двухэтажных гаражах все этажи и отдельные комнаты, а также смотровую яму необходимо обеспечить вентиляцией в равных объёмах. Очень часто в гаражах имеется погреб, который изолирован в подвале и который плохо проветривается. В погреб также обязательно следует внедрить отдельную вентиляционную систему, чтобы в дальнейшем не столкнуться с неприятным запахом и сыростью.
Типовая схема естественного вентилирования
Первым делом рассмотрим устройство вентиляции в гараже самого распространенного типа:
- гараж – металлический либо каменный без погреба и смотровой ямы;
- режим пользования – периодический (в среднем владелец пребывает в помещении не более 1—2 часов за сутки);
- сооружение используется для стоянки транспортного средства, хранения некоторого запаса автомобильных жидкостей и выполнения мелкого ремонта.
Сразу разберем вопрос, нужна ли в подобном помещении принудительная вытяжная и приточная система. Ответ звучит так: если гараж не превращен в мастерскую, то для удаления влаги и газов вполне достаточно естественной вытяжки с притоком.
Местный отсос с вентилятором поможет уловить дым от сварки
Когда необходима принудительная вентиляция:
- Зимой в закрытом помещении хозяин работает сваркой.
- Владелец постоянно занимается ремонтом либо покраской автомобилей.
- В гараже часто применяются жидкости с вредными летучими парами, например, мебельный и резиновый клей, ацетон, уайт-спирит и так далее.
Простейшая схема воздухообмена с естественным побуждением Теперь поясним, как своими руками сделать вентиляцию в гараже без подвала:
- На фронтальной стене гаража по бокам от ворот пробейте приточные отверстия расчетного размера. Оптимальный вариант – заложить гильзы, когда строите здание. Высота проемов над землей — 20–50 см (чтобы ветром задувало поменьше пыли).
- Чтобы правильно подобрать сечение труб и стеновых отверстий, произведите расчет количества воздуха. Методика представлена в последнем разделе данного руководства.
- Установите в отверстия наружные решетки, а изнутри придумайте шиберы либо дверцы. Цель – ограничение и регулировка воздушного потока в холодный период.
- Максимально уплотните все дверные притворы, откуда бесконтрольно может просачиваться воздух, зимой повесьте изнутри штору. Исключение – секционные ворота, подогнанные вплотную к проему.
- В перекрытии у противоположной стены просверлите отверстие и выведите наружу вертикальный канал из асбестоцементной или канализационной трубы высотой 2 метра. Оголовок прикройте от осадков зонтом.
Разновидности применяемых зонтов (посередине) и дефлекторов
Схема функционирует просто: из-за разницы внешней и внутренней температуры, а также перепада высот между торцами вытяжной трубы возникает естественная тяга, увлекающая гаражный воздух. Давление внутри помещения падает, разрежение провоцирует всасывание воздушной массы через решетки приточной системы.
Схема движения потоков в плане
Устройство вентиляции в гараже, пристроенном к дому
Многие люди, строя свои коттеджи, пристраивают к ним гаражное помещение. Это очень удобно. Приехав с работы на своём авто, человек может сразу попасть домой. Но частым явлением при таком расположении помещений является полное отсутствие вытяжки гаражного помещения, или, что еще хуже – вытяжка гаража совмещена с общей домовой вытяжкой.
Объединенная с домом вентиляция гаража или отдельная
Второй вариант все специалисты оценивают как неподходящий для жилых строений. Ни в коем случае нельзя делать совместную вентиляцию, так как при сильно разнящихся температурах в зимнее время, выхлопные газы могут попасть в комнаты дома.
Это возможно в случаях отсутствия в гараже отопления, из-за того, что холодный воздух не может подняться вверх по вентиляционному каналу. Происходит застой выхлопных газов и возможность их попадания в жилое помещение.
Это объясняет, почему вентиляция в гараже должна быть индивидуальной и дополнительно оснащенной осевыми вытяжными вентиляторами.
Дополнительные условия проветривания гаража
При размещении в гараже источников дополнительного загрязнения воздуха (деревообрабатывающих станков, заточного инструмента) требуется устройство вытяжки для гаража пот типу вытяжных зонтов, щелей или панелей. Такая система обеспечит необходимую мощность отсоса деревянной или металлической стружки. А также помимо удаления загрязняющих песчинок чистоту гаражного помещения. Технически устройство такой вытяжной системы отличается от обыкновенной. Это связано с необходимостью накопления удаляемых частиц из помещения. Для повышения функциональности системы ее требуется оборудовать ёмкостью для сбора стружки и пыли.
Обычно простых оконных проёмов и гаражной двери достаточно для обеспечения полноценного проветривания гаража в теплое время года. Зимой же придётся сделать дополнительные вытяжные каналы, чтобы не допустить выхолаживания помещения.
Оклеивание рулонными материалами
Традиционный способ устройства гидроизоляционного слоя в различных сооружениях – оклеечные изоляторы. Изоляционный слой создается при помощи любого рулонного материала (классический рубероид или более современные материалы аналогичного свойства).
Гидроизоляционный материал укладывают на пол овощной ямы в несколько слоев, после чего устраивают сверху бетонную стяжку. В дополнение очень часто бетонную стяжку дополнительно пропитывают битумной мастикой (или аналогами), чтобы обеспечить повышенный уровень защиты от проникновения влаги.
Укладка рулонного изолятора на пол перед устройством стяжки.
Стены ямы могут быть обработаны современными материалами на основе полимеров и синтетических смол, а также битумной мастикой. Помимо этого, можно использовать мембранные материалы и пленки, на которые дополнительно устанавливается теплоизоляционный слой (он в любом случае лишним не будет).
Если стены ямы кирпичные, то их можно оштукатурить с помощью цементных растворов, в которые дополнительно добавляются специальные модификаторы, позволяющие обеспечить составу неплохие гидроизоляционные характеристики после нанесения и застывания.
Подготовка
В первую очередь понадобится провести комплексные подготовительные работы. Сейчас мы выделим все наиболее важные моменты.
Грунтовые воды
Большое значение имеет один фактор риска – уровень подъема грунтовых вод. От этого во многом зависит конечный успех работы по строительству смотровой ямы. В некоторых случаях приходится отказаться от устройства такой ямы или погреба. Нужно быть заранее готовым к тому, что уровень вод окажется критичным.
К сожалению, в некоторых населенных пунктах вовсе нет геологических специализированных служб, где производят соответствующие изыскания. Но вы можете самостоятельно определить уровень подъема грунтовых вод с достаточно высокой точностью. Это делается следующим образом. Вам нужно выкопать шурф глубиной 2,5 метра. Следите, до какого уровня поднимется вода. Когда подтверждаются худшие прогнозы, то есть воды залегают слишком близко к уровню земли, от строительства смотровой ямы лучше отказаться. Конечно, чисто теоретически, можно обеспечить гидроизоляцию даже в такой ситуации, но тогда яма будет напоминать больше бункер, потребуются большие усилия и вложения в строительство, а опасность затопления все равно сохранится.
Еще один вариант, который поможет справиться с природным фактором риска, заключается в обустройстве дренажа. Бывает так, что автолюбитель занимается своей машиной профессионально, смотровая яма ему необходима, а возможности выбрать другой участок нет. В таком случае следует сделать качественный дренаж подпочвенных вод. Выкапывается специальный дренажный колодец за пределами гаражного помещения, куда и отводится вода. Но такая работа трудоемкая, требует существенных вложений.
Грамотно определяем размеры смотровой ямы
Очень важно сразу точно определить оптимальные параметры смотровой ямы. Она не должна быть слишком большой, но в тесноте работать тоже неудобно. Все должно быть грамотно подобрано, безусловно, в соответствии с габаритами автомобиля.
Все должно быть грамотно подобрано, безусловно, в соответствии с габаритами автомобиля.
Остановимся на методах определения ключевых параметров.
- Длина ямы. Учитывайте параметры автомобиля. Обычно стандартная длина смотровой ямы для легковой машины составляет примерно 4-5 метров. Чтобы обустроить удобный спуск с приставной или монолитной лестницей, надо добавить еще один метр. Это хорошие параметры, которые ориентированы на комфортное, рациональное использование смотровой ямы. Вам уже не понадобится регулярно передвигать автомобиль в ходе проведения ремонтных работ, как это бывает, если яма слишком маленькая, короткая.
- Ширина. Здесь для вас ключевую роль играет расстояние между колесами машины. Стандартный параметр для современных легковых автомобилей – яма с шириной 75-80 см. Такой ширины будет вполне достаточно, при этом она не слишком большая.
- Глубина. Тут все строго индивидуально. Конечно, в смотровой яме работают стоя. Некоторые выкапывают неглубокие ямы, чтобы не провоцировать давление и протекание грунтовых вод, однако работать сидя на табуретке неудобно. Лучше сделать хорошую глубокую смотровую яму. К росту автолюбителя прибавляется примерно 15 см. Когда возникают какие-то сомнения относительно глубины (например, когда в яме планируется работа нескольких людей с разным ростом), разумеется, лучше сделать ее больше. Ведь при необходимости под ноги просто можно сделать небольшой помост.
Когда параметры определены, надо сделать чертеж, а на нем прописать все точные размеры. Потом эта схема переносится на место строительства, выкапывания котлована.
Методы строительства
Процесс строительства во многом будет зависеть от метода обустройства смотровой ямы. Оптимальный вариант – закладывать основу сразу, еще на этапе возведения ленточного фундамента и цоколя гаража. В таком случае и котлован тоже выкапывает экскаватор. Параллельно идут и работы по гидроизоляции, вентилированию и утеплению ямы с гаражным помещением в целом.
Но достаточно часто приходится заниматься строительством уже после возведения коробки гаража. Конечно, тогда и копать котлован приходится вручную.
Обратите внимание на один существенный момент. Вам понадобится грунт от разработки, чтобы потом засыпать им пазухи, а также повышать уровень пола в помещении. Дело в том, что пол гаража делают по отметке выше, чем дорога, на которую автомобиль выезжает
Дело в том, что пол гаража делают по отметке выше, чем дорога, на которую автомобиль выезжает.
Выбираем тип вентиляции
Есть несколько разновидностей вентиляций, которые можно воплотить в жизнь. Они имеют свои положительные и отрицательные стороны. Создание как одного, так и другого вида требует усилий и тщательного планирования. Давайте же рассмотрим эти виды:
Естественная вентиляция в гараже. Это самый простой и эффективный способ проветривания гаража. Он заключается в естественных процессах, основанных на физических законах.
Принудительная вентиляция. В этом случае используется целая система приборов (вентиляторы) благодаря которым и выполняется отвод отработанного воздуха и наполнения помещения свежим.
Комбинированная вентиляция. В этом случае используется как один, так и второй вид вентилирования
Мы обратим свое внимание именно на естественную вентиляцию. Для ее устройства потребуется наименьшее количество средств
В чем же принцип работы естественного типа вентиляции? Он основан на физических законах. Все знают, что теплый воздух поднимается верх, в то время как холодный опускается. Ниже приводится схема естественной вентиляции.
Как видно, система основывается на использовании двух труб или каналов, которые служат для вентилирования воздуха. Одна из труб – приточная, а вторая – вытяжная. При этом вытяжная труба находится у потолка погреба, а приточная на небольшом расстоянии от пола (не меньше 10 см). Итак, основываясь на законах физики делаем вывод: теплый воздух поднимается вверх и попадает в вытяжную трубу. В то же время свежий воздух подается через приточную трубу, замещая собой количество вышедшего воздуха. Таким образом и происходит вентилирование. Это напоминает процесс, при котором открывается одно окно на кухне и дверь на коридоре. Получается, что для гаража не потребуется установка дорогостоящего оборудования. Работы по созданию просты, воздухообмен происходит естественным образом.
Обратите внимание! Иногда на вытяжную трубу устанавливают дефлектор, который способствует лучшей циркуляции и усиливает эффект. Если такового нет, то в любом случае труба закрывается козырьком, чтобы внутрь не попадала влага
А вытяжная труба поднимается на 50 см над уровнем крыши.
Есть еще один важный момент, который способствует правильному функционированию системы. Речь идет о размещении труб внутри гаража
Очень важно, чтобы они располагались по диагонали в противоположенных местах. А еще важно рассчитать оптимальный диаметр отверстий
Ведь можно сделать сквозняк внутри, а не качественный воздухообмен. Есть некоторые стандарты, которые говорят о том, что на 1 м2 площади помещения нужно отверстие, диаметром 1,5 см. Например, если размер помещения 4х6 м, то его площадь будет равняться 24 м2. Путем несложных математических решений, получаем оптимальный диаметр вентиляционной трубы – 36 см (24х1,5=36). А если их будет две, что вполне логично, то рекомендуемый диаметр каждой трубы 18 см, так как сумма делится на два.
Многие считают этот вид вентилирования лучшим, так как для его воплощения не нужно много средств, а все работы можно сделать своими руками. Нужно только закупить трубы, сделать отверстия в стене и перекрытии, если таких нет, и выполнить установку системы вентиляции в гараже.
Обратите внимание! Вытяжное отверстие можно оборудовать заслонкой, чтобы выполнять контроль подачи холодного воздуха
Это особенно важно зимой
Комбинированные вентиляционные системы
В проектах этого типа применяют естественный приток свежего воздуха. Для временного повышения производительности – устанавливают вентиляционную технику в канале вытяжки. Это решение дешевле по сравнению с комплексными технологиями. Но с его помощью можно получить хорошие результаты, если приходится использовать сложные воздуховоды.
Загрязнения быстро удаляются при наличии мощной приточно-вытяжной системы вентиляции в гараже
Такое оборудование потребляет электроэнергию, поэтому надо будет установить проводку, устройства защиты от бросков напряжения и перегрева мотора. При желании, комбинированную вентиляцию своими руками можно дополнить датчиками движения, таймерами. Они пригодятся для автоматизации запуска системы при въезде автомобиля, выключения после заданного интервала времени. Мощный канальный вентилятор обеспечит интенсивный забор воздуха из дальних частей объекта недвижимости
Какая заливка лучше
Если вы решили построить гаражное сооружение, то именно полу не забудьте уделить особое внимание. Необходимо знать правильную технологию заливки напольного покрытия в гараже для того чтобы он не раскрошился, не пошел трещинами и не подвел вас
Необходимо знать правильную технологию заливки напольного покрытия в гараже для того чтобы он не раскрошился, не пошел трещинами и не подвел вас.
Для многих владельцев порой гараж значит больше чем квартира и полу они придают не только чисто эксплуатационные качества, а предпочитают преобразить декоративным покрытием гаражную основу. Для этого часто используют специальную керамическую напольную плитку, которая имеет высокую прочность. С этим покрытием гараж станет более эстетичным, и плитка укрепит его. Большинство автолюбителей в основном предпочитают самый простой вариант по устройству пола – качественную и надежную бетонную стяжку.
Какими качествами должно обладать в гараже напольное покрытие:
- Надежность, прочность, он должен выдерживать механические большие нагрузки;
- Пожаробезопасность, так как всегда в гараже присутствуют горючие вещества;
- К влиянию химических средств – устойчивость (пятен от растворителей, краски, технических жидкостей и масла не удастся избежать);
- Должен выдерживать повышенную влажность или ее недостаточность;
- Должна быть возможность для того, чтобы проводить регулярную уборку;
- Долговечность конструкции.
Пол должен выдерживать без деформации гарантированно довольно большой вес.
Виды вентиляционных систем
Оптимальный способ организации воздухообмена в помещении необходимо выбрать еще на стадии проектирования сооружения. Существует несколько типов вентиляционных систем, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки:
Естественная вентиляция.
Эта система предполагает обустройство минимум 2-х воздухоотводящих отверстий в помещении, обеспечивающих естественный воздухооборот. Циркуляция осуществляется из-за разницы температур в помещении и на улице. Этот тип является наиболее дешевым и востребованным. Он не требует подключения к электричеству и легко монтируется собственными силами, но не подходит для кирпичных или железобетонных строений.
Комбинированный способ вентиляции.
Схема заключается в обустройстве принудительной вытяжки и наличии естественного притока, или наоборот, принудительном притоке и естественной вытяжке. Подходит для гаражей с электричеством. Существенным преимуществом является возможность регулировки интенсивности воздухообмена за счет увеличения сечений воздуховода и производительности вентилятора.
Принудительная вентиляционная система.
Она подразумевает полностью механизированную схему, в которой присутствуют вентиляционное оборудование, вытяжки, нагнетатели и другие специальные устройства. Механическая вентиляция в погребе является единственным приемлемым способом, если гараж находится ниже уровня земли. В магазинах такие системы не отличаются демократичной стоимостью, но при приложении определённых усилий, её тоже можно обустроить самостоятельно.
При выборе рациональной схемы устройства необходимо учитывать, что принудительная вытяжка хоть и требует определенных вложений, но обладает наибольшей эффективностью и подходит для всех типов гаражей. При её наличии отсутствует необходимость распахивать гаражные ворота для усиления воздухообмена и дополнительно отапливать улицу или делать дыры в потолке и стенах. Естественная и комбинированная системы дешевле и проще в реализации, но для больших площадей они практически бесполезны.
Подготовка материала и инструмента
При подготовке к строительству необходимо обеспечить выполнение предстоящих работ, запасясь следующими материалами:
- тридцатым или сороковым деревянным брусом, досками, щитами для опалубки;
- бетоном для укрепления стенок и заливки пола;
- кирпичом – если принято решение выполнить стены с использованием данных материалов. Возможно применение шлакоблока или пенобетона;
- полимерной пленкой толщиной от двух миллиметров, для устройства гидроизоляции;
- металлическим уголком для наружной окантовки;
- арматурой и стальной проволокой, чтобы изготовить каркас под бетонирование;
- цементом, песком или готовой смесью для выполнения кладки.
Из инструмента потребуется:
- строительный уровень, для выполнения каменных работ;
- бетономешалка, чтобы приготовить бетон или раствор;
- болгарка;
- столярный инструмент, гвозди – для устройства опалубки.
Требуемый инструмент и материалы должны быть подготовлены заблаговременно, чтобы не задерживать выполнение работ.
Виды вентилирования
Вентиляция в яме организовывается по тем же законам аэродинамики, что и во всех других случаях. В соответствии с этим она может быть естественной и механической (принудительной).
Наиболее часто используется естественный способ воздухообмена, так как он наиболее приемлем по соотношению цена-качество. Циркуляция происходит благодаря разнице в давлении холодного и теплого воздушных потоков, когда свежий приток вытесняет теплый отработанный воздух. Чем больше разница в давлении, тем сильнее тяга и соответственно циркуляция происходит интенсивнее.
В летнее время вентиляция погреба ухудшается из-за незначительной разницы температур внешнего и внутреннего воздуха. в данном случае следует предусмотреть систему с принудительным побуждением движения воздушных масс.
Для смотровой ямы в гараже устанавливается естественное вентилирование и этого достаточно для просушки небольшого отсека.
Принудительная вентсистема устанавливается реже. Предполагает использование механических средств побуждения. Размещаются небольшие вентиляторы (часто осевые) внутри вентиляционного проема перед вытяжной или приточной трубой. Для этого требуется подведение электрического питания. Могут оснащаться таймерами для самостоятельного включения, выключения.
Принудительной вентсистемой может оборудоваться овощное хранилище, если в этом есть необходимость. Смотровую яму нецелесообразно оснащать механическим вентилированием, если для этого нет причин.
Популярным способом проветривания является комбинированная система, при которой механикой оснащается вытяжка гаража или погреба, а приток при этом функционирует естественно. Вентилятор, вытягивая отработанный воздух, создает зону разреженного давления и свежий поток проникает внутрь помещения гораздо быстрее.