Ремонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устранения

Ремонт

Устройство центробежного насоса. (для увеличения нажмите)Такой агрегат, как центробежный насос, даже в самой простой своей версии, имеет достаточно сложное устройство.

Поэтому для его ремонта понадобятся знания, опыт и определённые навыки.

Вот основные этапы ремонта насосов:

  • разборка и осмотр агрегата;
  • измерение зазоров уплотнителей и контроль состояния ротора;
  • установку новых подшипников взамен старых;
  • контроль геометрии шеек вала. В случае выявления их дефектов, вал протачивается и шлифуется;
  • исправление обнаруженных дефектов;
  • обмер геометрии корпуса.

Это плановый ремонт, который стоит производить каждые 4 500 часов их использования.

А вот каждые 26 000 часов использования агрегата ему требуется более сложный ремонт, во время которого проводятся:

  • замена рабочего вала и колеса;
  • смена колец уплотнения корпуса, втулок, как распорных, так и прижимных;
  • иногда замена секций полностью, у секционных агрегатов;
  • наплавка и расточка мест посадки в корпусе;
  • гидравлические испытания агрегата.

При выполнении ремонтных работ своими руками, следует учесть, что сложнее всего будет:

  • разобрать подшипники;
  • снять вкладыши;
  • снять полумуфту. Для этого понадобится использовать особый съёмник, идущий в комплекте с насосом;
  • демонтировать разгрузочный диск гидропяты;
  • снять нажимной фланец.

При съёме рабочих колёс важно не доводить до их заедания, съём проводится по очереди с каждой секцией. Если с этой операцией возникнет затруднение, но колесо следует немного разогреть

Желательно не удалять из секций направляющие

Желательно не удалять из секций направляющие.

Возможно, Вас также заинтересует статья об особенностях монтажа и испытаний центробежных насосов.

Сравнение вихревых и центробежных насосов рассматривается в этой статье.

После выявления всех, пришедших в негодность деталей, можно приступать к ещё одной сложной задаче, — сборке насоса.

Во время её проведения придётся выполнять довольно тонкие работы:

  • проверять соответствие новых деталей и тем, что стояли раньше и чертежам, имеющимся в инструкции;
  • подгонять запасные части к местам их установки;
  • шлифовать и притирать поверхности, на которые производится посадка деталей;
  • равномерно затягивать все винтовые крепления, используя для этого динамометрический ключ, в точности соблюдая силу затягивания;
  • собирать рабочее колесо с точным соблюдением осевого зазора, непосредственно на валу;
  • устанавливая разгрузочный диск, соблюдать перпендикулярность его торцевой стороны, не допуская погрешности больше, чем 0.02 мм.

Следует учесть, что, при разрушении рабочего колеса либо корпуса, не следует их сваривать, поскольку это ненадёжно и такого не делают даже в условиях завода.

Чаще всего в домашних условиях выполняют такие работы:

  • проверяют и меняют подшипники;
  • промывают и очищают картер;
  • меняют смазку;
  • проверяют состояние сальников;
  • промывают маслопроводы;
  • проверяют центровку агрегата.

Иногда починка насоса может обойтись в столь значительную сумму, что будет проще приобрести новый.

Смотрите видео, в котором опытный пользователь подробно показывает этапы ремонта центробежного насоса для воды своими руками:

Подробная инструкция разборки насоса

Для определения и устранения неисправностей погружного насоса, его необходимо разобрать на составные элементы. Для этого понадобятся просторное рабочее место и устойчивый широкий стол, тиски, крестовая и плоская отвертки, набор ключей и пассатижи.

Процесс разборки не сложен, но требует точности, скрупулезности и внимания.

Выполняется поэтапно в определенном порядке.

из При помощи обычной отвертки выкрутить винты, фиксирующие сетку прибора. Снять ее и отложить в сторону Вручную попытаться провернуть вал двигателя. Если это сделать не удастся, значит проблему стоит искать в насосной части агрегата либо в электродвигателе Чтобы добраться до насосной секции, необходимо выкрутить все винты, на которых крепится силовой кабель, и аккуратно отсоединить его от корпуса прибора Открутить 4 анодированных гайки, придерживающих фланец насоса. Отделить насосную части от электродвигателя Шаг 1 – Выкручивание винтов, держащих сеткуШаг 2 – Ручное проворачивание вала двигателяШаг 3 – Выкручивание винтов, удерживающих силовой кабельШаг 4 – Удаление гаек, фиксирующих фланец

Когда насосная часть и моторный отсек отделены друг от друга, искать неполадки значительно проще и удобнее.

Тонкости разборки вала насосной секции

Для точного определения места возникновения неполадок попробовать прокрутить вал насосной секции. Если нет такой возможности, значит, проблема именно там.

из Для разборки узла выкрутить все крепежные элементы, фиксирующие нижний фланец насосной секции модуля Для защиты резьбы от потенциально возможных повреждений вкрутить переходник в верхний штуцер блока На рабочем столе разместить железные тиски и плотно закрепить в них насосную часть Нижний фланец отсоединить при помощи подходящего инструмента, затем снять и отложить в сторону Вытянуть блок с крыльчатками из корпуса и внимательно осмотреть на предмет обнаружения возможных неисправностей Тщательно проверить состояние опорного вала. Выяснить, нет ли люфта. Определить уровень износа детали Поврежденные либо стершиеся рабочие колеса обязательно заменить. Для этого жестко закрепить вал в тисках и выкрутить верхнюю гайку Блоки с рабочими элементами снять, промыть в проточной воде, если обнаружились загрязнения. Если детали слишком истерты или изменили форму, заменить на новые Шаг 1 – Выкручивание крепежных элементов нижнего фланцаШаг 2 – Установка переходника для защиты резьбыШаг 3 – Закрепление насоса в тисках на столеШаг 4 – Снятие нижнего фланца насосаШаг 5 – Выемка блока с крыльчатками из корпусаШаг 6 – Осмотр на уровень износа и наличие люфтаШаг 7 – Выкручивание крепежной гайки из блока с крыльчаткамиШаг 8 – Очистка элементов крыльчатого блока

По окончанию мероприятий, связанных с ремонтом/заменой/обслуживанием насосной части оборудование снова собрать, тщательно соблюдая инструкцию. Потом соединить с двигателем и вернуть на рабочее место.

Пошаговый процесс разборки электродвигателя

Если на двух вышеописанных этапах область проблемы выявить не удалось, велик шанс, что она кроется в двигателе. Чтобы окончательно в этом убедиться, нужно сделать следующие важные действия.

из Отсоединенный от насосной части двигатель зафиксировать в тисках

Удалить крепеж и осторожно снять полимерную защиту фланца Взять пассатижи и убрать держащее крышку стопорное кольцо. Отверткой с прямым шлицем поддеть крышку и вынуть Аккуратно достать из корпусной части насосного оборудования упругую резиновую мембрану Вытащить конденсатор. Корректно провести диагностику оборудования и проверить уровень масла

Определить причину заклинивания и устранить ее Шаг 1 – Разборка двигателя погружного насосаШаг 2 – Удаление стопорного кольца и крышкиШаг 3 – Выемка резиновой мембраны из корпусаШаг 4 – Извлечение конденсатора из глубинного насоса

Корректно провести диагностику оборудования и проверить уровень масла. Определить причину заклинивания и устранить ее Шаг 1 – Разборка двигателя погружного насосаШаг 2 – Удаление стопорного кольца и крышкиШаг 3 – Выемка резиновой мембраны из корпусаШаг 4 – Извлечение конденсатора из глубинного насоса

Собрать блок двигателя, следуя подсказкам инструкции. Проследить, чтобы все детали оказались на своих изначальных местах.

Текущий и капитальный ремонт

Во избежание возникновения неисправностей необходимо своевременно производить техническое обслуживание электронасоса “Гном”, рекомендованное производителем.

ТО включает в себя:

  • замену масла каждые 200-250 часов работы;
  • проверку уровня и качества масла – 2 раза в месяц;
  • промывку насоса чистой водой после перекачки воды с большим содержанием твёрдых частиц;
  • регулировку зазора между рабочим колесом и диафрагмой;
  • осмотр корпуса, подшипников, рабочего колеса и вала.

Текущий ремонт насосов “Гном” проводится при появлении признаков неисправности или при неработающем насосе.

Капитальный ремонт необходимо производить после 25 тыс. часов работы. Капитальный ремонт начинается с разборки агрегата и определения целесообразности проведения ремонтных работ.

Ремонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устранения

Для заливки масла насос необходимо положить набок и открутить пробку (17), затем слить отработанное масло и залить свежее индустриальное масло

Насосы от разных производителей: их достоинства и недостатки

Чаще всего на рынке можно встретить продукцию Одинцовского насосного завода и МНЗ №1. К неоспоримым достоинствам первой группы относят:

  • Возможность выбора устройств двух основных модификаций: без рубашки охлаждения или с нею.
  • Высокое качество сборки, гарантирующее надежность и исключающее брак.
  • Продуманная конструкция.

Главными недостатками, по отзывам покупателей, можно считать высокую стоимость установок, слишком дорогой ремонт и недешевые запасные части для них. Кроме того вследствие неофициальной политики завода-производителя  бесплатный гарантийный ремонт практически невозможен. Стоит отметить, что моделей этого изготовителя, предназначенных для бытовых нужд очень мало.

Все, кто пользовался приборами Одинцовского завода, подчеркивают, что это отличные качественные  установки, которые следует приобретать тем, кто хочет получить высокую надежность, правда, за приличные деньги.

Всем, кто решится на покупку такого насоса, стоит обратить внимание на модели с охлаждающей рубашкой. Она позволяет устройству работать в полупогруженном состоянии и существенно продляет срок его эксплуатации

Насосы из Одинцова могут выпускаться с охлаждающей рубашкой или без нее

Продукцию завода МНЗ №1 отличает:

  • Самая низкая стоимость в сравнении с другими производителями.
  • Невысокая стоимость ремонта и запасных частей.
  • Возможность откачки сильнозагрязненных вод, таких, как стоки от автомоек, жидкостей с содержанием цемента и т.п.
  • Небольшой вес устройства.

Однако покупатели отмечают, что  в процессе эксплуатации проявляется ряд существенных недостатков:

  • Низкое качество сборки.
  • Высокая чувствительность к отклонениям стандарта напряжения в сети, вплоть до выхода из строя электродвигателя и пускового конденсатора.
  • Хрупкость пластмассовых деталей: нижнего фильтрующего кожуха и рукоятки для переноски.
  • Неудачная конструкция масляной камеры, из-за чего при некачественной сборке возможно протекание масла из камеры в отводящий патрубок установки.
  • Сборка на стяжных шпильках иногда приводит к перекосу подшипникового щита или верхней крышки, что может спровоцировать заклинивание ротора электродвигателя.

Насос может работать только в полностью погруженном состоянии, иначе возможен сильный перегрев и выход из строя двигателя.

Самые недорогие из насосов гном — устройства, выпускаемые МНЗ №1

По отзывам водяной насос гном, произведенный на МНЗ №1, отлично справляется со своими функциями в ходе достаточно редких аварийных работ. Кроме того его приобретают для функционирования в тяжелых условиях, когда ради выполнения задачи можно пренебречь сохранностью относительно недорогого механизма. Эти установки отличаются ремонтопригодностью, а дешевизна их запасных частей, исключая двигатель, позволяет им конкурировать с более надежными, но гораздо более дорогими устройствами других заводов.

Менее часто на прилавках встречаются насосы производства «Ливгидромаш» и «Полесьеэлектромаш». Это  надежные и качественные модели. Однако их стоимость так же достаточно высока, кроме того при необходимости ремонта могут возникнуть сложности из-за малого количества сервисных центров на территории России. Устройства чаще всего отправляют непосредственно на завод.

Ливненские гномы — качественные и надежные установки

Разнообразие моделей насосов гном позволяет легко подобрать оптимальную. Устройства зарекомендовали себя как почти незаменимый вариант, позволяющий быстро и качественно решить проблему по откачке достаточно большого объема жидкости с самыми разными загрязнениями.

Правила разборки агрегата

Конструкция насоса “Гном” очень простая, а корпус быстроразъёмный, что позволяет без проблем производить его разборку. Для этого не требуются специальные инструменты. Разбирать начинают с открепления трёх гаек приёмной сетки-фильтра и снятия самой сетки.

Затем отворачиваются гайки крепления крышки, и она снимается вместе с установочно-подвижным диском. Раскручивается гайка рабочего колеса, после чего колесо свободно снимается.

Все детали следует демонтировать осторожно, не прилагая чрезмерных усилий. Симметричные детали необходимо нумеровать и помечать (левая/правая, верх/низ), чтобы при сборке избежать их неправильной обратной установки

Резиновые детали в процессе сборки рекомендуется заменить на новые, используя предназначенные для этой модели ремкомплекты.

При длительной эксплуатации насоса “Гном” могут возникнуть проблемы с откручиванием гаек на корпусе, т.к. они проржавели или покрылись слоем известкового осадка. В этом случае гайки можно срезать “болгаркой”, а при сборке использовать новые, подходящие по форме и размеру.

Ремонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устранения

При сборке насоса необходимо обращать особое внимание на место посадки заменяемых деталей, они не должны болтаться, сжиматься, их размер должен строго соответствовать марке насоса

Насос не запускается

Если после включения устройство не гудит и не функционирует, вероятно причина заключается в электропитании. Как устранить подобные неисправности, можно посмотреть на видео ремонта циркуляционного насоса. Однако следует понимать, что причины бывают разными.

Ремонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устранения

Для ремонта не всегда требуется разборка насоса. Следует с помощью мультиметра проверить напряжение в точках подключения агрегата. Возможно оно не соответствует нормам или вовсе отсутствует.

Ремонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устранения

Ремонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устранения

В электронике устройства имеется плавкий предохранитель. Если возникали сбои в электросети, возможно он перегорел. Следует разобрать устройство и произвести замену предохранителя на аналогичный.

Ремонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устраненияРемонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устраненияРемонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устраненияРемонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устраненияРемонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устраненияРемонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устраненияРемонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устраненияРемонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устраненияРемонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устранения

Цены

Стоимость агрегата бытового (обыкновенного) типа формируется в зависимости от его производительности и потребляемой двигателем мощности.

Если обратить внимание на маркировку, можно увидеть там указание производительности и максимального напора. Например: «Гном 6-10»

Первая цифра указывает на производительность – количество кубометров жидкости, которую может переместить устройство за один час непрерывной работы (то есть, 6 кубометров в час).

Вторая подскажет покупателю, какой максимальный напор создаётся двигателем (напор составляет 10 метров).

По маркировке можно легко сориентироваться в ценовом диапазоне. Если указаны дополнительные символы, это говорит о профессиональной составляющей насоса и его высокой цене.

Например, буквы «Тр» указывают на возможность работы с высокотемпературными жидкостями от +60 градусов. А маркировка «ЕХ» подскажет покупателю, что перед ним очень дорогая модель с защищенным от искр и взрыва корпусом.

Примерные ценовые категории (в скобках указаны производительность и максимальный напор):

  • 6 200 р.(6-10);
  • от 7 000 до 9 000 р. (10-10);
  • от 8 500 до 11 000 р. (16-16);
  • от 12 000 до 16 000 р. (25-20);
  • более 30 000 р. – с производительностью от 50 до 140 кубометров;
  • более 130 000 р. – с производительностью от 150 до 600 кубометров.

Что касается производителей, то особым спросом пользуются агрегаты завода «Ливгидромаш». Одинцовский завод выпускает одни из лучших на рынке насосов. Однако большинство его моделей относится к промышленным образцам. К тому же, производитель не спешит брать вышедшее из строя оборудование в гарантийный ремонт.

Если насос работает, но вода не качается

Для решения этой проблемы существует три шага.

Шаг 1. Немного ослабьте контргайку, что находится в месте входа воды. Это действие должно немного снизить эффективность устройства.

Шаг 2. Возможно, повредился резиновый манжет. Проверить это возможно лишь после разборки насоса. На вид они довольно маленькие (4 см. в диаметре), да и стоят немного.

Шаг 3. Качающий шток поврежден. Ремонт прибора с неисправным качающим штоком – это очень сложная процедура. Вам понадобится старый насос в качестве донора деталей. К тому же добраться к этой части весьма трудно, и без специального оборудования вам не обойтись.

Неисправности

Как было сказано выше, бытовые модели «Гномов» легко поддаются ремонту. И для этого необязательно обращаться к специалистам. Основные неполадки сводятся:

1. К отсутствию электропитания – двигатель не запускается. Связано это чаще с обрывом кабеля, реже с выходом из строя двигателя.

2. К невозможности закачать воду – насос работает безрезультатно. Типичная причина – отсутствие воды в источнике или ёмкости. Также может возникнуть течь, которую необходимо устранить (неплотно подключён шланг или произошёл его разрыв).

3. К возникновению усиленной вибрации (шума). Вероятная причина – выход из строя одного из подшипников. Его можно заменить самостоятельно либо отдать агрегат в ремонт. Замена узла обойдётся в 1 000 рублей.

4. К потере напора. Такое случается, если на линии (в шланге или местах соединения секций) возникает течь. Также напор падает при снижении напряжения в сети.

Особенности конструкций безпоплавковых аппаратов

Примерная скорость откачки воды дренажником составляет около 180 л за минуту. Рабочая мощность зависит от таких факторов:

  • условия, в которых он эксплуатируется;
  • удаленность от источника воды;
  • степени погруженности в жидкость;
  • загрязненности откачиваемой жидкости.

Необходимо учитывать, что ремонт дренажных насосов может понадобится после откачки слишком горячей воды, ведь не все модели предназначены для работы в экстремальных условиях.

Строение дренажного оборудования

Современный дренажный насос без поплавка в конструкции имеет пару патрубков:

  • входной, контактирующий с засасываемой поверхностью жидкости из резервуара;
  • выходной, отводящий воду в определенную владельцем область.

Во время процесса никакие капли жидкости не должны попадать в район электродвигателя, так как это способно привести к выходу его из строя. Для того чтобы не доводить до ремонта фекальных насосов или других дренажников, стоит позаботиться о том, чтобы откачка происходила быстрее притока в емкость.

К канализационным системам можно подключаться посредством патрубков, при этом необходимо очень четко устанавливать их в соотношении с диаметрами канализационных труб, практически исключая возможное появление зазоров.

Чертеж насоса ГНОМ БЕЗ рубашки охлаждения

Ремонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устранения Схема насоса ГНОМ без рубашки охлаждения:

1 — крышка верхняя; 2 — улитка; 3 — рабочее колесо; 4 — установочно-подвижной диск; 5 — гайка рабочего колеса; 6 — сетка приемная; 7 — узел уплотнений; 8 — ротор; 9 — статор; 10 — гильза.

Пример обозначения: ГНОМ 16-16 Т, где:

Г — для грязной воды; Н — насос; О — одноступенчатый; М — моноблочный; 16 — подача, м³/час; 16 — напор, м.

Буквы после цифр подача/напор:

Т — высокотемпературное исполнение; Ех — взрывобезопасное исполнение; В2Т3 — категория и группа взрывоопасной смеси.

В стандартной комплектации насосы ГНОМ поставляются без шланга.

Если Вам необходимо купить грязевый погружной насос или другое промышленное оборудование, свяжитесь с нашими специалистами, и получите более подробную информацию.

Какой “Гном” лучше выбрать?

Большой ассортимент насосов под маркой “Гном” часто ставит рядового потребителя в тупик, какой насос выбрать?

Чтобы правильно выбрать электронасос необходимо учесть два основных фактора:

  1. Технические характеристики. Самые важные параметры – производительность и напор.
  2. Условия эксплуатации. Необходимо оценить жидкость: температурный фон подлежащей перекачке среды, процентное содержание и размер механических частиц, показатели рН и прочие условия.

На сегодняшний день самыми популярными насосами “Гном” являются модели: Мини Гном 7-7, 10-10, 16-16 и 20-25. Первый насос приобретается дачниками для полива небольших участков.

Второй и третий электронасосы обладают универсальными характеристиками и могут применяться, как для полива участка и водоснабжения небольшого дома с 1-3 водопотребителями, так и для осушения подвалов, котлованов и траншей в частном строительстве.

Ремонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устраненияНасосы Гном с охлаждающей рубашкой применяются там, где нет технической возможности погрузить агрегат в воду

Насос “Гном 20-25” – более мощный агрегат, применяемый в частных хозяйствах нечасто, но если вы решили покупать именно этот насос, то обратите внимание на модификацию в “охлаждающей рубашке”. Большинство специалистов рекомендуют покупать насосы, оснащённые датчиком уровня

Если вы планируйте использовать “Гном” для подачи чистой воды из скважины, перед покупкой обязательно обратите внимание на его габаритные размеры. Помните, что насос устанавливается строго вертикально, поэтому его нельзя использовать для колодцев  с небольшим дебетом

Вам также может быть полезна другая наша статья, в которой рассмотрено, как достать из скважины застрявший насос.

Ремонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устраненияСравнительные характеристики самых популярных насосов марки “Гном”, используемых частными потребителями, где Н – напор, создаваемый насосом, Q – производительность оборудования

Распространенные неполадки

Характер поломки и причина ее возникновения:

  1. Не гудит и не работает. Дренажник опущен в воду, поплавок всплыл и находится на поверхности, кабель подключен к цепи, но двигатель не работает, нет вибрации. Причиной поломки является несоответствие заявленной мощности мотора и электрической сети, к которой подключен прибор. Внимательно прочитайте характеристики помпы, его мощность и КПД. Насос опущен в воду недостаточно глубоко, и поплавок не срабатывает. Выньте прибор и, подняв подушку наверх, снова включите его в сеть.
  2. Работает, но не качает. Двигатель включен, но вода не поступает на поверхность. Причин тому несколько. Забилась защитная сетка, блокирующая мусор и камни на дне корпуса. Поднимаем аппарат и вычищаем фильтр. Густая фракция попала в сбросной шланг, и произошел засор. При такой поломке его может выбить из основания насоса, если этого не произошло, нужно отсоединить его самостоятельно и промыть. Сломана крыльчатка. У нее могут сломаться шнеки или разрушиться подшипник, выяснить это можно, разобрав помпу.
  3. Вибрирует и перегревается.Нарушилась оплетка электродвигателя, вода попала в моторный отсек, разрушился подшипник вала. Агрегат вибрирует и греется, при этом вода поступает рывками или вовсе прекратилась. Срочно обесточиваем оборудование и вытаскиваем его на поверхность. Причина поломки скрывается внутри. Для диагностики придется в обязательном порядке разбирать корпус. Сломаны несколько лопастей рабочего колеса. Вращение происходит эксцентриком и бьет по корпусу с одной стороны.
  4. Слабый напор при исправно работающем двигателе – следствие поломки механической части помпы. Крыльчатка или подшипник, закупоривание сбросного шланга или всасывающего фильтра. Устраняется простым промыванием в чистой воде либо заменой механических деталей.
  5. При подключении агрегата к сети срабатывает автомат. Предохранитель отключает сеть, если происходит замыкание. Проверить все электронные детали насоса. Кабель пройти тестером и выяснить, где произошло короткое замыкание – заменить его. Медная оплетка двигателя также подвержена опасности, если агрегат работал в сухую. Заменить оплетку или установить новый двигатель можно только в ремонтной мастерской.
  6. Прибор работает, но сам отключается. Подключен к сети и работает, исправно качая воду. Вдруг самостоятельно отключается. Причина в несоответствии мощности мотора и электросети. Скачки напряжения также могут влиять на бесперебойную работу агрегата. Решение простое – детально изучить инструкцию и характеристики помпы, установить стабилизатор напряжения.

Ремонт деталей насоса “Гном”

Рассмотрев причины возникновения неисправностей насосов марки “Гном”, можно заметить, что практически все проблемы решаются при замене следующих деталей: подшипники, рабочее колесо, вал рабочего колеса. Также некоторые неисправности устраняются после регулировки зазора между рабочим колесом и диафрагмой.

Последовательность замены подшипников

При истирании подшипников насос может качать воду, но при этом издавать необычные звуки, возникающие из-за трения и раскачивания изношенных подшипников. Подшипники необходимо менять, если имеются зазоры более 0,1-0,3 мм. Обычно это происходит через 3-6 лет эксплуатации электронасоса “Гном”.

Процесс замены подшипников очень прост: насос разбирается, подшипники снимаются и заменяются на новые, взятые из специального ремкоплекта. Не стоит использовать самодельное подобие подшипников или из аналоги из ремкомплектов других модификаций, т.к. это может снова вывести оборудование из строя в самое ближайшее время.

Замена рабочего колеса

Для замены рабочего колеса необходимо произвести разборку электронасоса “Гном” и снять рабочее колесо. После чего установить новое рабочее колесо и собрать насос в обратной последовательности. При монтаже крышки с установочно-подвижным диском необходимо навернуть крепления на шпильки и закручивать их одновременно до достижения минимального зазора между лопастями рабочего колеса и крышкой с диском.

После сборки требуется произвести проверку на герметичность и, если она нарушена, то отказаться от использования окончательно поврежденного электронасоса.

В некоторых случаях, при наличии опыта и соответствующего оборудования, можно не производить замену рабочего колеса на новое, а попытаться исправить имеющиеся кольцевые выработки при помощи наплавки с последующей обработкой его на токарном станке.

Ремонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устранения

Дефекты рабочего колеса из нержавеющей стали или чугуна можно исправить при помощи электродной сварки с последующей обточкой места сварки на токарном станке

Ремонт вала рабочего колеса и корпуса

При наличии повреждений рабочего вала (изгиб, трещина) лучше всего произвести его полную замену. Корпус “Гномов” теоретически подлежит ремонту, но на практике осуществить его правильно практически невозможно.

В девяти из десяти случаев будет нарушена герметичность корпуса, а исправить этот недостаток можно только на заводе-изготовителе или в сервисном центре.

Учитывая, что такие поломки встречаются у насосов отработавших значительной срок, а значит не подлежащих гарантийному обслуживанию, то необходимо задуматься о целесообразности ремонта. В большинстве случае быстрее, дешевле и проще приобрести новый погружной насос.

Регулировка зазора между рабочим колесом и диафрагмой

Основной причиной снижения напора и производительности электронасоса “Гном” является увеличение в процессе эксплуатации зазора между рабочим колесом и диафрагмой. Чтобы уменьшить зазор необходимо произвести его регулировку.

Для этого требуется снять дно фильтра и открутить верхнюю гайку. Затем подтянуть гайками, расположенными с разных сторон, части диафрагмы до её соприкосновения с рабочим колесом.

Потом нижние гайки открутить на пол-оборота. При такой регулировке зазор будет составлять 0,3-0,5 мм. Отрегулированное расположение диафрагмы относительно рабочего колеса закрепляется верхними гайками. После окончания регулировки необходимо проверить лёгкость вращения рабочего колеса, оно должно вращаться без приложения усилий.

Ремонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устранения

Регулировка зазора между диафрагмой и рабочим колесом необходима после проведения ремонтных работ, связанных с разборкой насоса “Гном”

Ремонт электродвигателя насоса “Гном”

Насосы марки “Гном” оснащены надёжным асинхронным электродвигателем. Самостоятельно произвести ремонт электромотора очень сложно. Максимум, что можно сделать, не имея специальных стендов, это определить сопротивление обмоток электродвигателя при помощи бытового мультиметра.

Если показатель сопротивления стремиться к бесконечности, то это говорит о том, что обмотка повреждена и необходима её замена. Для замены обмотки потребуется сложная разборка электродвигателя и наличие перемоточного станка.

Но основная сложность кроется в процессе сборки – агрегат необходимо собрать таким образом, чтобы обеспечить безупречный барьер от проникновения воды в электродвигатель. Именно поэтому ремонт двигателя насоса “Гном” лучше доверить профессионалам.

Ремонт насоса “Гном”: обзор популярных поломок и способов их устранения

Самый сложный ремонт модификаций насосов Гном – восстановление работоспособности двигателя. За это дело без навыков и вспомогательного оборудования не стоит браться

Выводы и полезное видео по теме

Небольшая видео-подсказка по ремонту и диагностике, которая поможет произвести ремонт:

Всегда помним о безопасности! А потому, даже убедившись в целостности катушек и отсутствии замыкания на корпус, никогда не держим насос при проверке за корпус! Всегда только на диэлектрическом пружинящем подвесе!

И никогда для подобных целей не используем провод питания. Безопасность никогда не бывает лишней.

Есть, что дополнить, или возникли вопросы по устранению неполадок насосного оборудования? Пожалуйста, оставляйте комментарии к публикации. Форма для связи находится в нижнем блоке.

Оцените статью