Обвязка батарей
Если монтаж системы проводится самостоятельно, то нужно знать все требования, которые предъявляются к тому или иному элементу. Это касается и байпаса. Зачастую его устанавливают в местах крепления радиаторов. Но, для чего нужен байпас в системе отопления? Этот вопрос нужно рассмотреть более тщательно.
Радиаторы обвязываются по простой схеме
Зачем он нужен?
Раньше при строительстве и обустройстве дома использовалось однотрубное отопление. Это значительно упрощало выполнение работ, а также снижало затраты. При этом в элеваторном узле устанавливались два коллектора, которые отвечали за подачу и обработку теплоносителя. Дальше отопление разрабатывалось по разным схемам:
- Верхняя подача. От коллектора до верхнего этажа шла труба. По этому стояку теплоноситель подавался вверх. После этого он опускался вниз, проходя через все радиаторы.
- Нижняя подача. В этом случае теплоноситель начинает подаваться в радиаторе уже при поднятии вверх. Такое последовательное подключение приборов имеет некоторые недостатки.
Как в первом, так и во втором случае подключение выполнено последовательно. А это значит, что при возникновении неполадки на каком-то оборудовании, придется отключить всю систему. Чтобы обойти эту проблему, в систему включались специальные трубы-перемычки. Так, при необходимости посредством кранов радиатор отключается от системы, не нарушая ее работу. Это дает возможность беспрепятственно провести ремонт батареи.
Перемычка устанавливается ближе к батарее
Это не единственная причина использования перемычки в отоплении. Нагрев помещения осуществляется с помощью радиаторов. При наличии байпаса с вентилями, хозяева квартиры имеют возможность самостоятельно провести регулировку подачи теплоносителя. Таким образом, контроль температурного режима в доме не составляет труда.
Труба перевязки имеет различную форму
Монтаж байпаса
Чтобы провести монтаж отопления, необходимо обладать определенными знаниями и навыками. При этом учитывается способ сборки трубопровода. Для этого используют резьбовое и фитинговое соединение, а также спайку труб. Обладание такими навыками упростит выполнение работ. При этом стоит учесть некоторые правила и рекомендации специалистов:
- На промежутке между стойком и байпасом не должно быть никаких вентилей. В ином случае циркуляция теплоносителя может быть нарушена.
- На вертикальной трубе стояка перемычка монтируется в непосредственной близости к батарее. При этом должно быть предусмотрено место для установки запорной арматуры. Ее монтируют с двух сторон радиатора.
- Не стоит устанавливать вентили на байпасе без необходимости. Если установить краны на перемычке, то произойдет разбалансировка схемы. В автономной системе частного дома это в свою очередь позволяет перенаправить поток. В многоэтажном строении такой вариант малоэффективен и является нарушением норм.
- Важным является размер труб. Диаметр вставки на два размера меньше сечения стойка. Патрубки, которые отходят к радиаторам, делаются на размер меньше. В горизонтальной схеме соотношение размеров несколько иначе.
Соблюдение размеров труб и патрубков обеспечит нормальную работу системы, согласно всем законам гидравлики. Что же касается монтажа, то его особенности напрямую зависят от типа используемого материала. Если речь идет о металлическом трубопроводе, то достаточно просто варить перемычку и установить краны.
Монтаж осуществляется по-разному
Использование полипропиленовых, а также металлопластиковых предусматривает применение специальных фитингов. Байпас можно соорудить самостоятельно из трубы нужного размера или приобрести уже готовую деталь.
Насос часто устанавливают на перемычке
Принцип работы байпасного клапана
Если произошла нестандартная ситуация, отключение электроэнергии или поломка насоса, давление прекращается, и клапан автоматически перекрывает перемычку, пуская воду по естественному ходу. Это позволяет полностью автоматизировать систему отопления. Недостаток автоматического байпаса – чувствительность к сорности воды и мелким загрязнениям. Перед установкой, рекомендуют прочистить водопровод АВД для устранения налетов и ржавчины в трубах и радиаторах.
Перед началом работ, необходимо определиться с материалом системы водоснабжения. Для труб из полипропилена используют разборные соединения, и сначала собирают блок насоса вместе с байпасом. Ветку подключают при помощи тройников, вмонтированных в основную трубу. При стальном исполнении, сначала впаивают патрубки, потом вентиль на байпасе. Установка системы байпаса производится по направлению к теплоносителю и обязательно должна собираться в определенной последовательности.
Схема сборки:
- Фильтр;
- Обратный клапан;
- Насос принудительного действия.
Диаметр прохода линии байпаса должен быть равен диаметру обратки. Специалисты рекомендуют при монтаже все краны укомплектовать разборными фитингами. В этом случае при ремонте будут устранены различные ситуации.
Принцип работы байпасного клапана
Перед началом монтажных работ по установке насоса, необходимо спустить теплоноситель из системы. Всю конструкцию ориентируют так, чтобы выходные трубопроводы были вертикально либо горизонтально, в зависимости от хода трубы.
Как работает байпасная линия:
- Собирают участок обвода, который будет располагаться параллельно магистрали;
- От обратки отрезают участок, равный длине обвода;
- На концы магистрали устанавливают тройники;
- Между ними монтируется участок с запорной арматурой или клапаном;
- Проводят соединение собранного участка обвода с магистралью трубами, равными по длине.
При монтаже необходимо оставить пространство для возможности последующего демонтажа насоса и других элементов. Необходимо правильно сделать монтаж, проследив совпадение стрелки на корпусе с током теплоносителя.
Обвязка радиатора с установкой байпаса, выполненная из металлопластиковых труб
Кстати, на иллюстрации показан именно тот случай, когда решено отказаться от участка подводки между тройником и радиатором – сразу следует переход на терморегулятор сверху и балансировочный кран снизу. В остальном же – никакого отличия, кроме особенностей технологии сборки узла и стоимости комплектующих (полипропилен – значительно дешевле).
Если планируется использовать только металлические трубы, то здесь возможны различные варианты. Иногда применяется сварка, но такой подход в последнее время теряет популярность, так как бывает вполне достаточно ассортимента представленных в продаже деталей с резьбовыми соединениями.
Конструкция механизма
Одной из самых популярных схем для системы теплоснабжения индивидуального дома можно назвать схему, где центральная линия подачи воды сохранена, а циркуляционный насос установлен в параллельной трубе.
Перед тем, как сделать байпас в систему отопления, следует учесть: конструкция этого устройства зависит от области его применения:
- возле радиатора устанавливают изделие, состоящее из перемычки, а также 2-ух шаровых кранов;
- такое устройство включает несколько деталей: циркуляционный насос, фильтр, два крана, а также добавочный кран для основного контура;
- можно также установить насос для авторегулирования температуры помещения, поставить на место шаровых кранов терморегуляторы, отключающие при необходимости прохождение теплоносителя в насос, если в комнате достигнута определенная температура.
Запорной арматурой служат шаровый кран, а также обратный клапан, необходимость которого в системе подачи тепла обоснована. Обратным клапаном можно заменить кран. Когда циркуляционный насос включается, клапан закрыт. Если же электроэнергия отключится, обратный клапан откроется автоматически, давая системе возможность переключиться на естественную циркуляцию.
Следовательно, важно верно выбрать как конструкцию байпаса, так и запорную арматуру. Когда вентиль отсутствует – включение насоса производится по малому контуру системы, образованному трубопроводом и байпасом
В устройстве обратного клапана необходимо наличие шара для перекрытия просвета трубы и пластины с пружиной
Установка такого клапана в отопительной системе обусловлена его преимуществами, ведь он работает без присутствия человека. Когда циркуляционный насос включен, под давлением воды клапан закрывается
В устройстве обратного клапана необходимо наличие шара для перекрытия просвета трубы и пластины с пружиной. Установка такого клапана в отопительной системе обусловлена его преимуществами, ведь он работает без присутствия человека. Когда циркуляционный насос включен, под давлением воды клапан закрывается.
Однако по надежности работы клапан все же уступает вентилю, поскольку в теплоносителе присутствуют абразивные примеси.
Специалисты рекомендуют использовать только качественный вентиль от проверенных производителей, так как если шаровой кран потечет, ремонт ему не поможет.
Монтаж устройства
Особых трудностей установка байпаса в системе отопления не вызывает, ее можно осуществить своими руками
Важно только придерживаться нескольких требований:
- подобрать сечение байпаса, которое будет меньшим на размер, чем диаметр у подачи и обратки, чтобы при необходимости поток воды устремился в обход батареи;
- монтировать устройство следует поближе к отопительному прибору и наиболее далеко от стояка;
- необходимо расположить регулировочный кран между входными отверстиями радиатора и байпаса;
- вместо шаровых кранов можно задействовать терморегуляторы, благодаря которым процесс отвода носителя тепла удастся автоматизировать;
- при использовании изделия, изготовленного своими руками, перед тем, как установить байпас в систему отопления, нужно произвести сварочные работы;
- при установке устройства его нужно монтировать возле котла так, чтобы не допускать перегревания насоса.
Байпас – такая, казалось бы, простая деталь, имеет важное значение для того, чтобы работа отопления в индивидуальном доме была максимально полезной. Он позволяет не только упростить, когда нужно, ремонт радиатора, но также добиться экономии затрат на отопление на 10%
Если подбор и монтаж устройства выполнен грамотно, учтены все требования, то эксплуатация отопительного оборудования не доставит хозяевам излишних хлопот
Если подбор и монтаж устройства выполнен грамотно, учтены все требования, то эксплуатация отопительного оборудования не доставит хозяевам излишних хлопот.
Виды перемычек
Существует три типа байпаса, их можно различить по механизмам, отвечающих за запорную функцию, выглядит список так:
- Для управления применяется механическое воздействие.
- Нерегулируемые, статичные модели.
- Элементы, снабженные автоматикой.
Каждый из представленных видов имеет свои особенности, касающиеся конструкции, способы применения также несколько отличаются. Чтобы подробно разобраться во всех мелких моментах и понять, какой нужен байпас, стоит рассмотреть каждый вариант исполнения по отдельности.
С ручным регулированием
Для регулировки в этой ситуации применяется шаровой кран, подобный тип обхода обрел широкую популярность потому, что в момент открытия проходимость трубы полностью соответствует общепринятым требованиям, а при необходимости путь можно без проблем отсечь.
Отсутствие гидравлического сопротивления благотворно сказывается на функционале магистрали, а с помощью дополнительного элемента получится регулировать напор жидкости.
Специалисты советуют обратить внимание на один нюанс, кран на байпасе со временем может прикипеть, чтобы избежать таких негативных последствий, необходимо периодически его проворачивать, не допуская простоя конструкции. Зачастую тип подключения, который в дальнейшем будет регулировать ручной байпас, используют для подключения батарей в однотрубном контуре или при обвязке циркулярного насоса
Зачастую тип подключения, который в дальнейшем будет регулировать ручной байпас, используют для подключения батарей в однотрубном контуре или при обвязке циркулярного насоса.
Автоматический
Из известных видов можно выделить:
- Клапанный.
- Инжекционный.
Подобные агрегаты получится заметить в магистрали гравитационного вида, поскольку для хорошей работы отопления не потребуется установка оборудования, отвечающего за принудительное передвижение теплоносителя. Клапанный тип приспособления служит для предотвращения беспрепятственного движения жидкости в обратную сторону.
Инжекционный байпас
Из недостатков стоит выделить повышенную чувствительность главного элемента к чистоте воды, внести неполадки в процесс циркуляционного насоса с байпасом могут такие неприятные загрязнения как:
- Накипь.
- Ржавчина.
- Металлическая стружка.
- Окалины.
Инжекционная модель функционирует по принципу гидроэлеватора, в момент запуска насосного оборудования некоторая часть диффузора патрубка входа заполняется жидкостью, где она ускоряется. В момент разряжения за счет сужения трубы теплоноситель с обхода затягивается и направляется уже с другой скоростью благодаря передаче кинетической энергии.
При выключенном насосе магистраль может плодотворно работать в естественном режиме, вода спокойно проходит через обвод, подобные конструкции намного реже засоряются, это обусловлено отсутствием точно подогнанных деталей.
Нерегулируемый
На такой составляющей системы отопления нет дополнительного оборудования, оно выглядит как обычная обходная труба. Режим становится неуправляемым, жидкость проходит через просвет в магистрали постоянно, подобные элементы были предусмотрены для подключения радиаторов.
В схеме с вертикальной установкой байпаса в системе отопления нужно учесть некоторые нюансы, диаметр сечения обхода должен быть немного меньше трубы контура. Горизонтальный тип врезки потребует соблюдения других требований, ведь горячая вода будет стремиться вверх, перемычку нужно создать с таким же диаметром как магистраль, а патрубок, подходящий к батарее меньшего сечения.
Применение в обвязке радиатора
Схемы с обходной магистралью на радиаторах применяются как в однотрубных, так и в двухтрубных СО.В однотрубной системе отопления байпас устанавливается для того чтобы в случае прекращения циркуляции теплоносителя по батарее, отопительный контур продолжал работать. Кроме этого, еще одной важнейшей функцией данного элемента является передача одинакового количества тепловой энергии всем радиаторам, расположенным в отопительном контуре.
В вертикальных схемах, обводная перемычка устанавливается между подающим и обратным патрубком батареи. Проходное сечение этого элемента, как правило, на один размер (калибр) меньше подводящего трубопровода.
В горизонтальных схемах СО магистральная труба сама является байпасом и выполняется одинакового сечения по всей длине контура.
Байпас в двухтрубной системе отопления применяется для регулирования температуры теплоносителя. В централизованных и автономных СО, данный элемент применяется для получения возможности осуществления профилактических и ремонтных работ без отключения от отопительной системы или остановки котельного оборудования.
Для перенаправления теплоносителя из радиатора на байпас применяется:
- Запорная арматура (шаровые краны).
- Трехходовой клапан с терморегулятором.
Совет: если планируется установка обходного трубопровода на обвязку батарей в доме с централизованной СО, то сделать это можно только получив разрешение управляющей компании, представители которой перекроют стояк для выполнения работ.
На схеме (Рис 1) представлен ручной байпас в системе отопления частного дома, позволяющей работать системе открытого и закрытого типа, в режиме принудительной или естественной циркуляции, даже во время аварийного отключения электропитания. По факту, байпасом здесь на схеме является участок трубы обратной магистрали с запорным краном , между двумя подключениями линии циркуляционного насоса.
Байпас в системе отопления может работать или только во время запуска, что позволяет быстро произвести прогрев всех радиаторов одновременно, или на постоянной основе. А так же его устанавливают в случае, каких — либо причин плохой естественной циркуляции отопления, например: не правильный или не удачный монтаж системы.
Обратный клапан в отоплении
Обратный клапан в отоплении можно установить на байпасе вместо крана . Клапан, во время включения циркуляционного насоса, находится в закрытом состоянии, а если происходит отключения электричества, он автоматически открывается, что позволяет перейти системе на естественную циркуляцию. Включение в байпас автоматического обратного клапана является спорным. В случае, если обратный клапан в отоплении неправильно работает, по причине попадания в него механических включений теплоносителя (окалина, ржавчина и т. д.), что особо актуально при стальных трубах и чугунных радиаторах, то визуально это проверить невозможно, а фильтр перед ним ставить нельзя.
Установка байпаса
Установка байпаса делается недалеко от котла на обратной магистрали, там, где теплоноситель (вода) имеет наименьшую температуру. Место установки должно быть не слишком близко к котлу, чтобы не допустить перегрева насоса. Для предотвращения завоздушивания, во время заполнения системы отопления, конструкцию байпаса монтируют в горизонтальной плоскости.
Для работы отопления с естественной циркуляцией кран должен быть открыт и отключен циркуляционный насос. Когда система отопления функционирует в режиме принудительной циркуляции, краны открыты, кран закрыт и включен насос.
Байпас радиатора
Байпас в системе отопления часто является обязательной необходимостью для ее качественной работы.
Обвязка радиатора отопления с байпасом
Определившись для чего нужен байпас в системе отопления, можно начинать монтажные работы. При этом производятся расчеты, а также подбираются комплектующие. Материал труб в идеале должен совпадать с материалом основной магистрали. Диаметр регулятора должен обладать меньшим размером, чем сечение главного трубопровода.
Варианты обвязки разных систем
Некоторые рекомендации помогут произвести установку:
- для запорной арматуры подходят шаровые краны. Они позволяют надежно перекрыть подачу теплоносителя;
- не стоит устанавливать смесительный клапан, который в обычной разводке не принесет пользы;
- установка регулирующего механизма для однотрубных систем считается необходимой.
На схеме показаны составляющие элементы конструкции
Перед монтажом измеряется расстояние между обратной и прямой магистралью батареи. Затем отрезается кусок трубы нужного размера. Этот кусок в свою очередь также отрезается пополам и в него устанавливается шаровый кран. В случае использования полипропиленовых труб производится опрессовка гидравлическим методом. В ветки подачи и обратки врезаются тройники и устанавливается подготовленная перемычка. Для возможности замены радиаторов без слива всей системы на вход и выход из прибора также монтируются шаровые краны. Затем трубы заполняются теплоносителем.
Нюансы установки регулирующего устройства изображено на схеме
Обратите внимание! Функционирование регулятора производится при помощи кранов. Один кран монтируется на трубе
Это шаровой кран, который ограничивает подачу воды в аварийной обстановке. Другие два крана монтируются на горизонтальных магистралях.
Принцип действия байпаса на радиаторе
В однотрубной конструкции монтаж байпаса на отопление необходим, чтобы при замене прибора отопления, жидкость продолжала циркулировать. В вертикальной установке радиатор подсоединен к стояку патрубками. Регулятор объединяет патрубки и монтируется перед батареей.
На схеме показано место установки байпасной перемычки на всю систему отопления при использовании твердотопливного котла
К функциям перемычки, которая ставится перед радиатором, относятся:
- создание постоянного передвижения по основному контуру;
- регулировка температуры и расхода теплоносителя непосредственно в радиаторе.
Монтаж байпаса позволяет смешивать теплоноситель из центральной магистрали с обратной линией батареи. За счет этого увеличивается температура и эффективность обогрева в целом.
Нюансы обвязки
Важно понять, что же такое байпас в системе отопления, прежде чем его устанавливать. Вот некоторые полезные рекомендации, которые помогут выполнить установку своими руками:
- чтобы направить воду в правильном направлении, нужно чтобы сечение перемычки было меньшего размера, чем сечение основного трубопровода;
- монтаж конструкции производится рядом с прибором отопления, но как можно дальше от стояка;
- краны монтируются между входом/выходом батареи и регулирующей перемычкой;
- для автоматизации температуры прибора применяются терморегуляторы ;
- при монтаже конструкции рядом с котлом нельзя допускать перегрева;
- на срезы магистрали монтируются тройники;
- нельзя устанавливать задвижку или вентиль на бесклапанное устройство.
Вариант обвязки для однотрубной конструкции
При монтаже установки нужно соблюдать строительные нормы. Рядом с устройством байпаса должны присутствовать крепления или специальные опоры для труб.
Общие сведения об устройстве
Нашим читателям, которые любят все мастерить своими руками, узнать подробнее о нем будет крайне полезно
Постараемся избегать сложных технических терминов, чтобы особенности этого важного конструкционного элемента были понятны большинству
Байпасом называют перемычку между подачей и обраткой, изготовленную в виде отрезка трубы. Обычно используют его для радиатора отопления, при ее этом диаметр должен быть меньше диаметра подачи на один размер. Чаще всего можно встретить трубы на 1/2″. Сегодня такое устройство стало несколько иным, хотя не забыты и его первоначальные возможности.
Современный байпас для отопления в сборе
Применение
Ниже рассмотрим основные варианты использования устройства:
Регулировка теплоносителя |
|
Без электричества | Особенно установка устройства актуально для современных контуров обогрева, где предусмотрен циркуляционный насос. Оно дает ответ на самый часто задаваемый вопрос потребителями в торговых сетях: «Каким образом система будет работать, когда пропадет электроэнергия?».Много лет использование стандартных напольных котлов не предусматривало их зависимость от электричества. Однако использование системе обогрева циркуляционного насоса сделала агрегаты энергозависимыми.Когда электроэнергия пропадает, инструкция рекомендует перекрыть подачу теплоносителя на насос и открыть вентиль на центральной магистральной трубе. Если оснастить устройство клапаном, эта работа будет выполняться в автоматическом режиме. Все это нужно сделать для того, чтобы перевести систему в режим естественной циркуляции. |
Какие применяются байпасы для отопления и схема их подключения
Установку приборов на байпасе необходимо выполнять по направлению к теплоносителю, соблюдая следующую последовательность:
- фильтр – служит для задержки крупных и мелких частиц, которые могут появляться в открытой системе отопления, поступая в нее из водопровода. Цена детали низкая, зато оно выполняет очень нужную работу;
- обратный клапан – обеспечивает движение теплоносителя только в одном направлении. При его установке необходимо руководствоваться стрелкой на корпусе, которое указывает направление потока;
- циркуляционный насос – необходим для принудительного перекачивания теплоносителя по отопительной системе.
Байпас на отопление с запорными кранами
Рекомендуем элемент устанавливать горизонтально. Тогда в системе не будет скапливаться воздух, т.е. она не будет «завоздушиваться».
Использование в однотрубном отоплении
Такая система является морально устаревшей, однако она еще достаточно часто встречается в домах советской постройки. Иногда такое отопление работает на редкость эффективно, из-за чего зимой в квартирах становится невыносимо жарко.
Байпас в однотрубном отоплении частного дома
В подобной ситуации помочь может монтаж байпаса.
Процесс несложный, однако, при его проведении требуется соблюдать некоторые условия:
- Байпас нужно размещать на максимальном расстоянии от вертикального участка трубы. Правильнее сказать, как можно ближе к радиатору отопления.
- Обводная труба отопления может изготавливаться прямо на месте установки из собственно трубы, тройника, которые соединяются с помощью сварочных работ.
- Установите между байпасом и входным отверстием батареи отопления терморегулятор или регулировочный вентиль. Это позволит вам контролировать температуру в доме».
Обводная труба и энергозатраты
Монтаж устройства позволит сократить расходы энергоносителя. При сравнении с работой отопительной системы, где установлен замыкающий участок и обычный проточный, в первом случае объем подаваемого в радиатор теплоносителя уменьшиться на треть. При этом теплоотдача отопительного прибора сократиться примерно на 10%.
Самостоятельная установка байпаса в системе отопления
Эти изменения на практике не будут выглядеть кардинальными, когда система действительно отличается переизбытком тепла. При правильном подборе типоразмера радиаторов обычно есть определенный запас эффективности, составляющий около 10-15%, полностью покрывающий уменьшение теплоотдачи.
Система отопления многоэтажного дома
Система отопления многоэтажного дома довольно сложна и её внедрение очень ответственное мероприятие, результат которого будет влиять на всех находящихся в здании людей.
Существует несколько схем отопления многоэтажных домов, каждая из которых имеет как свои плюсы, так и свои минусы:
- Однотрубная система отопления многоэтажного дома вертикальная – надёжная система, благодаря чему пользуется популярностью. Помимо этого, на её реализацию требуется меньше материальных затрат, простота монтажа, детали могут быть унифицированы. Из недостатков можно отметить один, в отопительном сезоне бывают периоды, когда температура воздуха на улице повышается, а это значит, что в радиаторы (из-за перекрытия их), попадает меньше теплоносителя и он выходит из системы неостывшим.
- Двухтрубная система отопления многоэтажного дома вертикальная – эта система позволяет напрямую экономить тепло. При необходимости закрывается термостат, и теплоноситель будет продолжать поступать в нерегулируемые стояки, которые располагаются на лестничных клетках здания. Из-за того, что при такой схеме в стояке возникает гравитационное давление, часто отопление организуют, применяя нижнюю прокладку разводящей магистрали.
- Двухтрубная горизонтальная система – наиболее оптимальна как по гидродинамическим, так и по теплотехническим показателям. Эта система может применяться в домах самой разной этажности. Такая система позволяет эффективно экономить тепло, а также малоуязвима даже в тех случаях, которые не были учтены проектом. Единственный недостаток это высокая стоимость.
Прежде чем приступать к монтажным работам, необходимо спроектировать отопление. Как правило, проектирование отопительной системы многоэтажного дома выполняется на этапе проектирования самого дома. В процессе проектирования отопительной системы производятся расчеты, и разрабатывается схема отопления многоэтажного до расположения труб и отопительных приборов. В заключение работы над проектом, он проходит стадию согласования и утверждения в государственных инстанциях.
Как только проект согласован и получены все необходимые решения, начинается этап подбора оборудования и материалов, их закупки, а также осуществляется их доставка на объект. На объекте уже бригада монтажников приступает к монтажным работам.
Наши монтажники выполняют все работы с соблюдением всех нормативов, а также в чётком соответствии с проектной документацией. На заключительном этапе система отопления многоэтажного дома опрессовывается и производятся пусконаладочные работы.
Система отопления многоэтажного дома представляет особый интерес, ее можно рассмотреть на примере стандартного пятиэтажного дома. Необходимо выяснить, как в таком доме функционирует отопление и горячее водоснабжение.
Схема отопления двухэтажного дома.
В пятиэтажном доме подразумевается центральное отопление. в доме имеется ввод теплотрассы, есть водные задвижки, тепловых узлов может быть несколько.
В большинстве домов тепловой узел заперт, что делается для достижения безопасности. Несмотря на то что все это может показаться очень сложным, систему функционирования отопления можно описать доступными словами. Проще всего взять для примера пятиэтажный дом.
Схема отопления дома следующая. После водных задвижек располагаются грязевики (грязевик может быть один). Если система отопления открытая, то после грязевиков через врезки располагаются задвижки, которые стоят с обработки и подачи. Система отопления сделана таким образом, чтобы вода, в зависимости от обстоятельств, не могла браться с обратной стороны дома или с подачи. Все дело в том, что центральная система отопления многоквартирного дома функционирует на воде, которая перегрета, поступление воды осуществляется с котельной или с ТЭЦ, ее давление при этом составляет от 6 до 10 Кгс, а температура воды достигает 1500°С. Вода находится в жидком состоянии даже в очень холодную погоду благодаря повышенному давлению, поэтому она в трубопроводе не вскипает с образованием пара.
Когда такая высокая температура, то ГВС включается с обратной стороны здания, там температура воды не превышает 700°С. Если температура теплоносителя низкая (это происходит весной и осенью), то для нормального функционирования ГВС такая температура не может быть достаточной, тогда вода на ГВС идет с подачи в здание.
Теперь можно разобрать открытую систему отопления такого дома (это называется открытый водозабор), такая схема является одной из самых распространенных.
Правильный монтаж
Монтаж байпаса радиатора требует наличия запирающей арматуры
При установке байпаса на радиатор отопления строго придерживаются требуемого соотношения диаметров, а также руководствуются следующими правилами:
- обходную магистраль монтируют на максимально возможном удалении от вертикального участка трубопровода, как можно ближе к отопительной батарее;
- на участке подачи между байпасом и радиатором устанавливают регулирующее запорное устройство (шаровой кран или термостатическую головку). Установка дополнительного вентиля на выходе из отопительного прибора понадобится, если вы решили обезопасить себя на случай его повреждения;
- обводную магистраль изготавливают из отрезка трубы и тройников на месте, а её монтаж выполняют как сваркой, так и посредством резьбовых соединений.
Соблюдение следующих рекомендаций поможет установить обходной контур на отопительный агрегат:
байпас монтируют на обратном трубопроводе, что позволяет избежать перегрева циркуляционного насоса
С этой же целью врезку параллельного контура выполняют на удалении от котла; располагая обходной участок в горизонтальной плоскости, исключают образование воздушных пробок при включении системы отопления, что особенно важно при использовании помп «мокрого» типа; диаметр труб байпаса выбирают равным присоединительному размеру циркуляционного насоса; фильтр механической очистки монтируют перед помпой, если ориентироваться по направлению потока жидкости. Конструкция байпаса не представляет сложностей
Конструкция байпаса не представляет сложностей
Немаловажным вопросом является герметизация соединений. В работе лучше отдать предпочтение не быстромонтируемой фум-ленте, а традиционно надёжной пакле и сантехнической пасте. Кроме всех прочих достоинств, именно последнее сочетание материалов позволит при необходимости отвернуть соединение обратно.
Инструкция
Соблюдая правильную последовательность действий, можно избежать ошибок в работе и проблем с функционированием системы во время эксплуатации
Особенно важно соблюдать порядок выполнения сварочных работ, поскольку высокий нагрев связан с опасностью повреждения пластиковых элементов шаровых кранов.
- Слейте теплоноситель из отопительной системы.
- При помощи угловой шлифмашины вырежьте отрезок трубы на участке обратной магистрали. Его размер должен соответствовать длине сгона с установленным шаровым краном, а расстояние до отопительного агрегата принимают равным 0.5 — 1м.
- Воспользовавшись сварочным аппаратом, по обе стороны от места врезки вварите угловые элементы конструкции.
- К обеим сторонам магистральной трубы приварите короткий и длинный резьбовые участки сгона.
- Смонтируйте сгон и установите центральный вентиль.
- Установите шаровые краны, перекрывающие поток теплоносителя через байпас.
- Соблюдая направление движения жидкости, на одном из вентилей смонтируйте фильтр-грязевик. Место его установки выбирают до центробежного насоса по ходу движения теплоносителя.
- Воспользовавшись крепёжными элементами из комплекта поставки насоса, смонтируйте его на байпас.
- Закачайте теплоноситель в систему отопления.
- Включите обогрев и откройте все запирающие устройства участка байпаса. После этого осмотрите все соединения на предмет протечек.
- Закройте центральный шаровой кран и включите центробежный насос. Не забудьте развоздушить рабочее пространство помпы.
- Проверьте эффективность работы системы на всех скоростных режимах.
После проведения осмотра всех тепловых агрегатов и резьбовых соединений отопительной системы, её можно считать работоспособной и пригодной к дальнейшей эксплуатации.
Сборка обходного узла при установке радиатора
Собственно сам байпас при монтаже батарей может изготавливаться, к примеру, с использованием:
- отрезка полипропиленовой трубы;
- двух кранов и тройников;
- двух муфт;
- двух коротких труб-отводов.
Длину отрезка трубы для обходного узла, конечно же, следует подбирать с учетом расстояния между выходами подключаемого отопительного оборудования.
Производится сборка байпаса в следующем порядке:
- краны прикручиваются к муфтам;
- к муфтам с другой стороны посредством утюга привариваются отводы;
- к каждому отводу приваривается по тройнику;
- к горизонтальным выходам тройников приваривается основная труба байпаса.
Обходные узлы из труб другой разновидности собираются примерно по той же схеме с использованием резьбовых соединений и льняной нити или же сварки.
При врезке радиатора к крайним выходам тройников байпаса в последующем подключается отводящие и подводящие трубы стояка либо нижней магистрали. Батарея включается в систему через краны.