Как очищать выгребную яму
Любая выгребная яма требует периодической очистки. Избавление ямы из автопокрышек от содержимого можно осуществлять несколькими способами:
- Вычерпывание стоков ведром на верёвке. Весьма трудоёмкий и неприятный процесс, но для его реализации не потребуется чья-либо помощь и финансовые затраты. Главная проблема — вывоз отходов за границы населённого пункта.
- Откачка дренажным насосом. За работой насоса нужно непрерывно следить и тоже возникает вопрос о транспортировке стоковых масс. Машина для откачки канализационных стоков
- Вызов ассенизационной машины. Этот вариант самый быстрый, эстетичный и эффективный. Правда, такая и при таком способе очистки нужно обеспечить подъездной путь для машины внушительных размеров.
- Применение биологических препаратов. Они находятся в свободной продаже в садово-огородных магазинах. Средство засыпается или заливается непосредственно в сточную яму. Живые бактерии активно и быстро перерабатывают содержимое ямы, отделяя грязь от воды. В этом случае хоть и реже, но всё равно придётся пользоваться услугами ассенизаторов.
Порядок монтажа
Сливная яма из покрышек может устанавливаться, только если соблюдаются условия отдаления от ключевых точек на участке. Требования СНиП:
- От дома – 5-10 м.
- От источника питьевой воды (колодец, скважина) – 30-50 м.
- От соседского забора, дороги – 5 м.
Следующий этап, как сделать сливную яму из покрышек – разработка котлована. Диаметр, как и глубина будущей ямы должны быть больше, нежели диаметр колес. Снизу будет проводиться подсыпка песком и щебнем, по бокам герметизация и укрепление конструкции из колес.
Выгребная яма из покрышек своими руками это не только котлован для шин, но и дополнительные земляные работы в виде обустройства траншей для труб. При этом нужно достичь уклона в 2 см на каждый метр трубы (подробности в статье «Расчет уклона канализации согласно СНиП»). Только в этом случае стоки будут двигаться самотеком.
Следующий шаг – это создание фильтрующего дня из слоя песка и щебня, каждый не менее 15 см, а лучше 20-30
Каждый слой дренажа важно тщательно утрамбовывать. Даже если яма создается исключительно для туалета – это требование следует соблюдать
Еще один этап – подготовка шин. Есть варианты, когда рекомендуют срезать корд, а в отдельных случаях это не делают. Это уже зависит от времени и желания – если корд срезать, то будет удобнее чистить яму и удастся исключить накопление воздуха и стоков в углублениях.
Далее шины опускают одна за другой в яму. Каждый последующий «этаж» следует скреплять болтами или пластиковыми стяжками для проводов (проволокой и т.п.). Стыкуемые поверхности обрабатываются герметиком.
Выгребная яма из покрышек должна иметь вход канализационной трубы, он располагается на уровне 2-3 покрышки от верха. Вывод трубы – примерно посредине ямы, чтобы стоки не задерживались в покрышке.
После всего этого следует осуществить обратную засыпку ямы. Верхняя покрышка обязательно закрывается листом металла или обрезанным дном бочки, поверх следует настелить рубероид, идеально вывести вентиляционную трубу, высотой не меньше 2 м.
Сделать такую яму без откачки возможно, если у Вас песчаная почва или вы пользуетесь ею время от времени. Дополнительно помогут ее очистить биологические средства для туалетов.
Монтажа септика пошагово
Когда котлован готов, приступают к укладке покрышек. Колодец может состоять из нескольких шин от Камаза, а вот колес от Кировца или Беларусь понадобится 5 или 6.
Первое колесо укладывается на слой резины. Такая подложка помогает создать герметичность устройства. Размеры листа должны быть около 1 квадратного метра. Битумная мастика (жидкий битум) подойдет для промазки стыков.
Схема простейшей канализации из покрышек.
Последующие колеса скрепляются между собой. Своими руками это легко сделать с помощью хомутов из проволоки. Можно воспользоваться специальной пластиковой сцепкой. Стыки обрабатываются герметизирующими растворами (битум, силиконовый герметик и т.д.).
Шины укладываются в следующем порядке: шина, слой жидкого герметика, следующая шина и т. д. Затем нужно дать герметику затвердеть, и только после этого проводятся дальнейшие работы.
Далее — обратная засыпка пространства между покрышками и стенками ямы. Грунт, который остался после засыпки, можно отнести на огород либо использовать для других нужд.
В третьей-четвертой покрышке необходимо проделать отверстие для сточной трубы, идущей из частного дома. Стык вокруг пластика укрепляется либо эпоксидной смолой, либо жидким битумом. Некоторые строители советуют делать самый верхний ярус колодца из широкой покрышки от Камаза. Это позволяет проводить ревизию колодца без лишних осложнений.
Последняя покрышка устанавливается таким образом, чтобы она несколько выступала над поверхностью земли. На нее укладывается крышка, сделанная из любого водостойкого и термостойкого материала, в том числе из металла или полипропилена.
Покрышки обрезаются, чтобы жидкость в них не скапливалась и соединяются между собой с помощью хомутов.
В крышке септика должно быть отверстие для фановой трубы, через которую будет отводиться неприятный запах. Длина такой вытяжки вычисляется в зависимости от места расположения септика и направления ветров в данной местности. Общее правило: чем ближе расстояние до частного дома, тем выше должна быть труба.
Для того чтобы септик меньше портил внешний вид участка, на верхнюю часть можно поместить почвопокровные растения. Они немного украсят септик, не потребуют большого количества грунта и не будут мешать проверке уровня заполнения канализации.
Поняв общий принцип монтажа септика из покрышек, можно вносить некоторые конструктивные изменения. Например, можно сделать канализацию из двух ям на расстоянии в 100 см друг от друга. Отличие будет состоять в том, что между ямами должна быть вырыта траншея.
Если для загородного дома или дачи решено организовать переливной септик, то следует приступить к монтажу следующей камеры и перелива. Если колодец будет работать по накопительному принципу, то конструкцию можно заполнить жидкостью и засыпать смесью цемента и песка.
На глиняных почвах иногда используется техника создания глиняного изоляционного слоя. Для этого глину закладывают в отверстия вокруг колодца и плотно утрамбовывают. Однако, для подвижного септика из колес такой метод может оказаться слишком агрессивным. Он вызовет смещение колец и еще больше нарушит герметизацию сточного резервуара.
Как сделать сливную яму из покрышек
Подготовка
Перед тем, как сделать сливную яму из покрышек своими руками, сначала нужно определиться с типом шин. Можно подобрать покрышки от легковушки, трактора или грузовой машины. Чем мощнее и больше машина, тем тяжелее и больше у неё покрышки.
Если на территории, отведённой под обустройство сливной ямы из колес, очень высоко проходят грунтовые воды, то добиться необходимого объёма колодца можно за счёт укладывания шин самого большого диаметра.
Когда материал подобран, можно приниматься за выкапывание ямы под покрышки. Если вы решили сделать это самостоятельно, то для земляных работ вам понадобится:
- Две разных лопаты (для рыхления и выбирания грунта).
- Рулетка.
- Верёвка и колья для разметки границ ямы.
- Прочная лестница, величиной с предполагаемую глубину ямы.
- Вёдра на верёвке.
Земляные работы
Используйте одну шину в качестве лекала — положите её на место будущей ямы и обрисуйте колышком с отступом в 5-10 см. По этому кольцу и следует копать котлован.
Подготовка котлована под сливную яму из автопокрышек
Когда необходимая глубина будет достигнута, нужно в дне ямы пробить буром узкое отверстие сквозь водоупорные слои, ориентировочно на 3-5 метров. В это отверстие вставляется трубка, которая будет выполнять роль дополнительного дренажа.
В верхней части трубы необходимо сделать много мелких проёмов для забора воды и закрыть их и верхний срез полимерной сеткой. Сетка нужна для защиты от попадания в дренаж крупных частиц. Видимая часть трубы должна быть не менее 1 метра. Всё дно вокруг трубы засыпается на 10 см щебнем крупной фракции.
На фото пример сливной ямы с дренажной трубой
Укладка шин
Шины укладываются друг на друга, а затем скрепляются между собой монтажными хомутами. Чтобы конструкция не протекала, швы между покрышками дополнительно обрабатывают любым герметиком. Верхнюю шину необходимо немного подрезать, чтобы входная труба лежала более устойчиво, а слив жидкости был эффективнее.
Крепление покрышек пластиковыми хомутами
Верхнюю шину нужно расположить так, чтобы она немного возвышалась над уровнем почвы.
Сверху сливную яму из автомобильных покрышек нужно чем-то прикрыть. Лучше если крышка будет сделана из пластика или металла. Чтобы ядовитые газы не скапливались в канализационной яме, в крышку желательно вмонтировать кусок трубы для вентиляции.
Для подведения стоков рекомендуется использовать трубы канализационные ПВХ наружные, диаметром 100 мм. Их укладка проводится ниже уровня промерзания грунта с наклоном в 2 см на метр трубопровода.
Земляные работы
Копка котлована — самый малоприятный и трудоемкий этап. Можно, конечно, нанять экскаватор вместе с машинистом, но это опять деньги. В принятом варианте любое упоминание о рублях, долларах и фунтах вызывает законное отвращение.
Берется штыковая лопата, желательно с длинным черенком. Это потому, что яма будет узкой и глубокой. Для выброса земли подойдет обычный совковый шанцевый инструмент. У домовитого хозяина найдется и то, и другое.
Диаметр определяется размером покрышки. Глубина должна соответствовать объему сливаемых стоков, который соответствует 0,5 куб. м на человека в сутки. Большее количество дренаж не осилит.
Надо учитывать и состав почвы на садовом участке. Например, при наличии песчаного грунта процесс «процеживания» будет проходить быстрее, чем в суглинке. Следовательно, и копать можно не так глубоко.
Очистка канализационной системы
В процессе эксплуатации выгребной ямы рекомендуется использовать биопрепараты, предназначенные для септиков. Содержащиеся в них анаэробные бактерии перерабатывают органические вещества, которые присутствуют в бытовых стоках, на воду и твердый остаток. К слову, последнего остаётся намного меньше, чем при простом гниении, а вода успешно уходит через дренирующий слой. Использование биопрепаратов накладывает определенные ограничения на состав бытовых моющих средств (на их упаковке должно быть написано «био»). Тем не менее, они позволяют намного отсрочить вызов ассенизатора для откачки донных отложений, который рано или поздно произойдет.
Ещё один вариант периодической очистки сточной ямы – использование специального фекального насоса. Особенностью его конструкции являются ножи, установленные на общем с насосом валу. С помощью такого устройства можно достаточно быстро очистить яму, свалив иловый остаток на компостную кучу и в дальнейшем используя его как удобрение для огорода или цветников.
Выбираем место для выгребной ямы
Выгребную яму нужно организовывать в таком месте, где свободно сможет подъехать ассенизаторская машина. Ведь время от времени содержимое канализации нужно будет откачивать.
Кроме этого, выгребная яма из покрышек не располагается вблизи водозаборных скважин и колодцев с питьевой водой, чтобы фекалии не попали в грунтовые воды (не ближе 30-50 метров).
Дом с заглублённым фундаментом тоже составляет проблему для организации стока. Канализационная яма не должна быть ближе к нему, чем 5 метров, иначе может нарушиться целостность стен. Проще говоря, дом «поведёт».
От забора должен быть минимальный отступ в 2 метра.
Очень удачно, если яма будет размещаться в песчаном грунте — можно будет долго не вызывать ассенизаторов.
Как сделать выгребную яму из покрышек своими руками: пошаговая инструкция
Устройство выгребной ямы из автомобильных покрышек
На самом деле выгребная яма из покрышек — достаточно удобная часть канализационной системы, которую очень легко создать. Итак, как сделать выгребную яму из покрышек своими руками :
для начала необходимо подготовить материал, а именно, автомобильные или тракторные покрышки
Обратите внимание, если у вас нет старых покрышек, которых в среднем понадобится около 10, может чуть больше, не спешите покупать новые. Стоит проехаться по автомастерским, там очень часто имеются старые покрышки, которые обойдутся вам значительно дешевле;
Б/у автомобильные покрышки для выгребной ямы можно поискать в автомастерских
после того, как необходимое количество покрышек будет подготовлено, необходимо приступать к выкапыванию, непосредственно, самой выгребной ямы
Обратите внимание на тот момент, что дно ямы должно иметь небольшой уклон по отношению к будущему люку. Вам стоит быть готовым к тому, что этот процесс может занять достаточно много времени, вплоть до нескольких дней. Если есть возможность, то можно упростить себе задачу и нанять трактор, который справится с этой задачей гораздо быстрее, уже через час яма будет готова;
Если есть возможность, то можно упростить себе задачу и нанять трактор, который справится с этой задачей гораздо быстрее, уже через час яма будет готова;
Готовая яма. Покрышки должны беспрепятственно поместиться внутри
как только яма будет выкопана, в ее центре необходимо сделать дренажную скважину. Сделать это можно с помощью садового бура. Эта скважина необходима для того, чтобы дать возможность сточным водам пройти все слои грунта, не застаиваясь;
Нужно сделать «дырку» в земле, чтобы сточные воды попадали сразу в грунт
в полученное отверстие следует вставить дренажную трубу с таким учетом, чтобы ее верхний конец был выше дна ямы где-то на один метр, так можно будет избежать засорения трубы. По боковым частям трубы делаются небольшие отверстия, через которые, собственно, и будет уходить вода. Заметьте, что эти отверстия на трубе, так же, как и ее верхняя часть, должны быть дополнительно защищены полипропиленовой сеткой;
Далее нужно вставить дренажную трубу в скважину
после этого этапа дно ямы засыпаем 10 сантиметровым слоем крупного щебня. Теперь пришло время выкладывания покрышек. Но предварительно необходимо с каждой покрышки срезать внутренний обод, это позволит воде хорошо стекать и предотвратить ее скапливание внутри автомобильных покрышек. Срезать внутренний обод с них можно посредством электролобзика;
Выгребная яма из покрышек
теперь пришло время установки вводной трубы, для этого с помощью электролобзика с боку шины нужно вырезать соответствующего диаметра отверстие;
Нужно сделать отверстие в покрышке для трубы
укладывать автомобильные покрышки в выгребную яму необходимо так, чтобы самая верхняя шина была на небольшом возвышении от уровня почвы. Образовавшиеся пустоты между покрышками следует засыпать землей. Что касается внутренних стыков между покрышками, то их необходимо изолировать герметиком;
Выгребная яма фото
яма готова, осталось ее прикрыть и сделать это можно при помощи полимерной крышки. Кроме того, системе необходимо обеспечить хорошую изоляцию, для этого потребуется сделать вентиляционную трубу. Труба должна находиться на небольшом возвышении – 60 см от уровня земли.
Вентиляционная труба для выгребной ямы из покрышек
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что выгребная яма своими руками для частного дома имеет некоторую особенность!
Особенность эта заключается в том, что яма не имеет дна, что вносит некоторые коррективы в ее месторасположение. То есть, она должна находиться на некотором расстоянии от дома – не менее 5 метров, от проезжей части — на 4 метра, от соседнего участка — на 2 метра, от колодца — на 25 метров.
Что касается откачки сточных вод из выгребной ямы, то это можно сделать посредством ассенизаторской машины.
Плюсы и минусы конструкции
Прежде чем приступать к строительству такого канализационного сооружения, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».
Преимущества:
Для обустройства выгребной ямы вполне подойдут бывшие в употреблении покрышки
- Максимальная экономичность. Стоимость материалов для изготовления такой канализационной ямы очень низкая. Не нужно привлекать квалифицированных специалистов и оплачивать их работу, не потребуется привлечение специальной техники и оборудования.
- Быстрота и лёгкость выполнения всех работ. Пара человек справится с оборудованием выгребной ямы из автопокрышек за сутки.
- Относительная долговечность. Материал покрышек не деформируется и не повреждается под воздействием влаги и насекомых, живущих в почве, но служит выгребная яма из шин порядка 10-12 лет.
- Можно использовать шины от разных машин с любым диаметром.
Недостатки:
- Если при установке шин использовать недостаточно надёжный герметик, то могут появиться протечки.
- Из-под люка, прикрывающего яму из шин может появляться неприятный запах.
- В случае нарушения конструкции в период активного использования, будет очень сложно произвести ремонт или демонтаж шин.
- Выгребная яма из покрышек для канализации оправдывает себя лишь в том случае, когда в доме проживает 1-2 человека. На большее количество людей такая конструкция не рассчитана.
- Такой вариант выгребной ямы не рекомендуется, если высоко расположены грунтовые воды.
Что такое септик и его преимущества.
Это интересно: Выгребная яма из бетонных колец — как соорудить двухкамерный отстойник
Разновидности выгребных ям и их выбор
Выгребные ямы бывают следующих типов:
- Резервуар с земляным дном. Он не требует частой откачки отходов, является долговечным, экономичным вариантом. Не нужно тратиться на обслуживание. И само обустройство не требует больших затрат, это вполне можно сделать своими руками. Есть некоторые недостатки. Стоки могут нарушать структуру грунта, вредно сказываться на почве. Особенно, если эта почва глинистая.
- Герметичный тип. Не представляет опасности для окружающей среды, но требует частой очистки. Когда хозяевами потребляется много жидкости, откачивать её придётся чуть ли не каждую неделю. Если в коттедже отсутствует система слива – такой вариант будет идеальным. Самым распространённым вариантом создания такой ямы является использование бетонных колец, которые укладываются друг на друга, после чего проходят герметизацию. Подходит для любого типа почвы.
- Септик. Самый экологичный и продвинутый способ устройства ямы. Фильтр механически очищает воду, в результате почва не загрязняется. Он делается из камня, гравия, битого красного кирпича. Очистка воды производится бактериями. Поэтому волноваться за экологичность не придётся, и эффективность на уровне.
Какой вариант выбрать? Для редкого использования выбирайте яму из дна, если позволяет почва. Герметичные резервуары позволяют избежать неприятного запаха и загрязнений, но их обслуживание дорогое, потребуется ежемесячная (а в случае с посудомойкой и джакузи – еженедельная) очистка. Септик экологичен, и особых противопоказаний не имеет. Определившись, переходим к изучению технологии создания выгребных ям.
Назначение выгребных ям
Выгребные ямы являются очень старым вариантом организации удобств на приусадебных участках. В выгребных ямах нет никаких особых технологических новшеств: они существуют практически в неизменном виде уже сотни лет. Конечно, избалованным городским жителям выгребная яма может показаться пережитком прошлого. Но если вы обустраиваете удобства на даче для временного проживания в теплый период или построили времянку, в которой живете в процессе строительства капитального дома, – выгребная яма станет отличным вариантом для сбора стоков и обустройства туалета.
Суть выгребной ямы – концентрация стоков и отходов биологического и технического происхождения. Она представляет собой резервуар, который постепенно наполняется нечистотами. При желании, выгребные ямы можно регулярно очищать. Для этого можно воспользоваться услугами ассенизаторских машин или даже откачать (вычерпать) яму самостоятельно. А можно поступить так, как поступают в деревнях – после заполнения ямы до определенного уровня ее просто засыпают. Но для этого, конечно, ее нужно выкопать в таком месте вашего участка, где не планируется никакого строительства.
Выгребная яма из покрышек, схема
Выбор места под выгребную яму
При строительстве сливной ямы следует ориентироваться на нормы, изложенные в СанПиН 42-128-4690-88. Документ четко определяет допустимые границы размещения канализационной системы на участке.
Основное правило при выборе места гласит: расстояние от жилого дома до сточной ямы должно составлять не менее 15 м. Отклонение от норматива возможно по согласованию с местной СЭС
Дополнительные, но не менее значимые, ограничения по отдалению резервуара с нечистотами:
- Дистанция до водопроводных труб зависит от направления движения грунтовых вод. Приблизительно определить направление можно по уклону рельефа. При устремлении вод от сливной ямы минимальное расстояние между обозначенными объектами – 40 м, в противном случае – не меньше 25 м.
- До ближайшего колодца или глубинной скважины с питьевой водой должно быть 50 м и больше. На практике соблюсти эту норму очень сложно. С разрешения СЭС эта дистанция сокращается до 30 м.
- Расстояние до открытого водоема – минимум 30 м.
- Дистанция между деревьями, кустарниками и выгребной ямой – 4 м. Такой же параметр определен для проезжей части.
- Отдаленность очистной установки от соседнего участка – около 3-х метров.
Оптимальное расположение ямы – в низине участка по направлению грунтовых вод. Чтобы снизить вероятность проникновения в жилье неприятного запаха емкость с нечистотами сооружается с подветренной стороны, подальше от дома.
При планировке надо обеспечить беспрепятственный доступ очистительной техники к выгребному резервуару.
Стандартная длина шланга ассенизаторской машины – 6 м, при этом 1,5-2 м уйдут в глубину траншеи. Современная спецтехника оборудована шлангами длиной от 10 м, но ее вызов и работа обойдутся на порядок дороже
Пошаговая инструкция монтажа
Приобретя все материалы и подготовив необходимый инструментарий, можно приступать к обустройству выгребной ямы.
- Сначала выбирают место для монтажа не только с учетом расположения питьевых источников, но и строений. От выгребной ямы до дома должно быть не менее 3 м, но не более 10 м. Если последний показатель превышен, то необходимо установить на канализационном трубопроводе смотровой колодец.
- Выгребную яму также необходимо удалить от дороги.
- Выбрав место, приступают к земляным работам. Котлован для будущего канализационного колодца из покрышек по диаметру должен несколько превышать размер шин. Глубина почти такая же, как высота будущей резиновой шахты, так как на дне будет засыпка из щебня, а верхняя покрышка должна возвышаться над поверхностью земли.
- На этапе проведения земляных работ копают траншею для подводящего трубопровода, учитывая, что он должен проходить с уклоном в 2 см на каждый погонный метр.
- Дно котлована выравнивают и пробуривают в нем садовым буром шахту, проходящую через водоносные слои.
- В полученное углубление вставляют перфорированную трубу. От свободного конца до дна котлована должно быть примерно метр. Этот участок трубы обматывают мелкоячеистой сеткой, закрывая ею и верхнее отверстие.
- На дно ямы засыпают слой крупного щебня толщиной в 20-30 см. В канаве под трубопровод подготавливают песчаную подушку, учитывая уклон.
- У покрышек при помощи лобзика или ножовки по металлу срезают металлический корд. Это необходимо, чтобы избежать скопления под ним воздуха и загрязнителей. Иногда просто делают отверстия в корде, не срезая его.
- Шины по одной отпускают в котлован. Их скрепляют друг с другом болтами, предварительно смазывая стыкуемые поверхности герметиком. Верхняя покрышка должна на 20-30 см возвышаться над землей.
- Прорезают отверстие для входной трубы в стенке резинового столба.
- Прокладывают канализационный трубопровод и подсоединяют его к колодцу из покрышек.
- Как засохнет герметик, закрывают снаружи столб из покрышек рубероидом, производят обратную засыпку котлована щебнем и грунтом. На этом же этапе засыпают трубопровод песком и грунтом.
- Верхнюю покрышку закрывают металлическим листом, пластиковым люком или другим водонепроницаемым материалом, в котором делают отверстие для вентиляционной трубы, помогающей избавиться от неприятного запаха. Чем ближе к дому яма, тем выше стоит делать вентиляционный стояк.
- Крышку от выгребной ямы можно скрыть, посеяв почвопокровные растения. При необходимости люк можно поднять вместе с посадками.
Простая конструкция готова к использованию.
Способы переработки мусора — интересная информация о вторичном использовании отходов.
Какие технологии помогут сохранить экологическое равновесие нашей планеты вы узнаете в нашей статье .
Что такое ртуть и как с ней обращаться? Вся информация по http://greenologia.ru/othody/metally/rtut ссылке.