Схема подключения компрессора холодильника: возможные неисправности, демонтаж и замена

Содержание

Проверка работоспособности

При подаче питания мимо реле при неисправности последнего мотор должен заработать. Если этого не произошло — конденсатор и реле исправны, причина поломки в самом электродвигателе. При исправности реле и конденсатора это может быть только:

  1. Клин подшипников, поломка поршневого насоса. В этом случае из компрессора при попытке включить его донесется гул. Он свидетельствует о том, что мотор пытается работать, но из-за неисправности не отключается. Такую поломку можно устранить в сервисном центре.
  2. Обрыв проводов внутри компрессора. Если это произошло, электродвигатель холодильника подлежит утилизации, поскольку починить его невозможно. Утилизация сломанного холодильного электродвигателя должна производиться через сервисные центры, нельзя выбрасывать такое оборудование вместе с бытовым мусором.

Поломка холодильника может произойти, даже если агрегат входит в рейтинг лучших приборов для кухни. Владельцам в такой ситуации остается проверить состояние мотора перечисленными способами, а в дальнейшем доверить ремонт профессионалам. Самостоятельная починка холодильников Атлант и других фирм не рекомендуется, поскольку в процессе устранения дефектов любители часто доламывают технику. Ремонт в мастерской дешевле, чем покупка нового холодильника, при этом неграмотно сработавшего мастера можно будет привлечь к ответственности и возмещению убытков.

Какой марки холодильник Вы рекомендуете покупать?Главная > Оснастка > Запчасти > Реле давления для компрессора<index>

Поршневые компрессоры используются везде, где нужен стационарный или мобильный источник сжатого воздуха. Реле отключает электродвигатель компрессора, когда давление в резервуаре достигает заданного значения, и снова запускает его, если давление в ресивер упало ниже допустимой величины. Оно также сбрасывает лишний воздух в атмосферу.

Необходимые инструменты

Для того чтобы самому заменить компрессор, потребуются такие инструменты и приспособления:

  • клещи для обрезки медных трубок;
  • кусачки для обрезки капиллярного канала;
  • комплект гаечных ключей для снятия болтов крепления;
  • набор отверток с плоским или крестообразным жалом;
  • комплект 6-гранных ключей;
  • плоскогубцы;
  • заправочная станция для нагнетания хладагента;
  • газовая горелка для пайки трубок;
  • тестовый прибор;
  • металлические экраны для защиты пластиковых деталей от пламени горелки;
  • соединительные муфты для трубок.

Дополнительно понадобится баллон с газом, пригодным для заправки холодильной установки. Для проверки работоспособности оборудования используется цифровой термометр. Поскольку в контуре охлаждения могут быть трещины, через которые уходит хладагент, то необходим электронный прибор для обнаружения поврежденных участков. Набор инструментов для замены помпы холодильника по стоимости превосходит цену самой установки, поэтому рекомендуется вызвать специалиста. Найти мастера, смотреть отзывы и предложить заказ можно в домовой службе.

Это интересно: Можно ли подключить посудомоечную машину к горячей воде

Электрооборудование холодильника

Холодильник состоит из компонентов, которые своей взаимосвязанной работой обеспечивают охлаждение внутренних его камер.

Электросхема холодильника включает следующее оборудование:

  1. Нагреватели электрические. С их помощью обогревается генератор в абсорбционных холодильниках, которые имеют специфическое применение. А также нагреватели требуются для обогрева испарителя при автоматическом удалении образовавшейся наледи. В некоторых моделях устройство используют для препятствия выпадения конденсата на дверном проёме морозильника.
  2. Электродвигатель, который приводит в действие компрессор.
  3. Контакты для соединения с проводкой компрессора и электромотора и непосредственно сама проводка устройства.
  4. Освещение внутри камеры.
  5. В устройствах с принудительной вентиляцией — система вентиляции и вентиляторы.

Но холодильники не работают в ручном режиме. Для их автономной работы без вмешательства человека по заданному алгоритму требуется автоматическое оборудование. Оно позволяет вести измерение параметров и исходя из них поддерживать оптимальную или заданную температуру.

К таким приборам относят:

  1. Датчики или реле температуры. Их ещё называют терморегуляторами. Данные устройства позволяют поддержать постоянную температуру в камерах.
  2. Автоматическое пусковое реле. Позволяет запускать электродвигатель.
  3. Защитное реле. Защищает обмотку электрометра компрессора от перегрузок электросети.
  4. Автоматические приборы для удаления ледяных наростов с испарителя.

Принцип действия пускозащитного реле агрегата Атлант

Холодильник этого бренда обладает пускозащитным механизмом, содержащим пусковую катушку. Пускозащитное реле может быть индукционным, электромагнитным или тепловым. Наиболее современным вариантом признано устройство первого типа.

Отличительной чертой данного элемента в холодильнике Атлант является черный цвет. Это обуславливается необходимостью поглощения тепловых волн. Этот позволяет эксплуатировать пускозащитное реле более длительный период. Повреждение детали возможно из-за воздействия силы тяжести и неблагоприятных факторов внешней среды, к примеру, удара при перестановке или переезде. В этом случае скорее всего придется покупать новое пускозащитное реле.

Схема подключения компрессора холодильника: возможные неисправности, демонтаж и замена

Пускозащитное реле

Чтобы холодильник Атлант функционировал без перебоев, следует осуществлять контроль за его состоянием. Пускозащитное реле имеет небольшие размеры, но несмотря на это в его функциях:

  • подключение дополнительной обмотки компрессора к сети;
  • предотвращение поломки агрегата Атлант вследствие повышения количества оборотов мотора (более 75%);
  • защита холодильника от перегрева.

Принцип работы пускового реле напрямую зависит от его типа. Тепловой пускозащитный элемент действует благодаря биметаллической пластине, которая нагревается от того, что электрический ток проходит через спираль.

Схема подключения компрессора холодильника: возможные неисправности, демонтаж и замена

Комплект пускового реле

Срабатывание защитного реле

Схема подключения компрессора холодильника: возможные неисправности, демонтаж и замена

В случае неисправности защитное реле начинает слишком часто срабатывать. Об этом могут сигнализировать характерные щелчки, которые раздаются при размыкании контактов.

В зависимости от того, как часто и по какой причине срабатывают реле, мотор может или периодически включаться и охлаждать камеру, либо не работать вообще. Удостовериться в частом срабатывании защитного реле можно при помощи контрольной электрической лампочки. Концы провода лампочки следует присоединить к защитному реле и зафиксировать его в рабочем положении. Если мотор-компрессор выключается по причине срабатывания реле, контрольная лампочка при этом загорится. Если мотор-компрессор выключается по причине неисправного терморегулятора, лампочка загораться не будет.

Причиной частого задействования пускозащитного реле может быть недостаточное напряжение в сети, слабое крепление самой детали либо ее неисправность. При исправной детали защитное реле может очень часто срабатывать из-за заеданий в компрессоре либо обрыва пусковой обмотки. В таком случае двигатель вообще не включается и холодильный агрегат не функционирует.

Не рекомендуется во время проверки подключать мотор-компрессор в сеть напрямую.

Необходимые инструменты для диагностики компрессора холодильника Атлант своими руками

Перед тем, как проверить компрессор холодильника, надо приготовить инструменты и приборы, без которых не обойтись. Понадобится набор отверток с разными профилями, вместо них можно взять шуруповерт с насадками, а также:

  • гаечные ключи 8, 10 и 12 мм;
  • плоскогубцы;
  • кусачки-бокорезы;
  • универсальный манометр;
  • тестер (мультиметр) или мегаомметр;
  • проводниковые перемычки с зажимами «крокодил» в количестве 2-3 штук;
  • изолента;
  • виниловые или резиновые заглушки.

Не обойтись без средств индивидуальной защиты, которые потребуются при работе с вредными веществами.

Измерение сопротивления изоляции мегаомметром

Чтобы проверить в каком состоянии находится изоляция жил, проводящих ток, понадобится специальный прибор, который называется мегаомметр. Он позволяет измерять сопротивление напряжения от 200 до 1000 В.

Изоляционные материалы обладают некоторой токопроводимостью. В результате воздействия высокого напряжения через них проходит ток утечки. Его значение определяет сопротивление изоляции. На основе показаний устанавливают изношенность или пригодность материала.

Эти работы выполняют в редких случаях. В основном для обмотки статора электрического двигателя применяют медный провод, который покрыт особым изоляционным лаком. Если он пробит, то придется полностью перематывать индукционную катушку. Работу можно выполнить дома, однако понадобится специальное оборудование, расходные материалы. При этом нужно обладать познанием и навыками именно в этой области.

Проверка компрессора мультиметром

Обычным мультиметром определяют пригодность электрической цепи, или как говорят большинство мастеров, им можно прозвонить.

Вначале демонтируют кожух, извлекают агрегат и снимают реле. Тестером при помощи контактов замеряют сопротивление. Если между верхним и нижним левым контактами оно составляет 20 Ом, между верхним и нижним правым – около 15, то компрессор исправен.

Между левым и правым самый высокий показатель сопротивления должен быть 30 Ом. Прибор может показывать другие значения, это зависит от двигателя и модели холодильного агрегата. Однако они не  меняются больше чем на 5 Ом.

Затем проверяют сопротивление между проходными проводами и кожухом. Один конец тестера подключают к медной части одного из штуцеров, другой к контактам. Если мультиметр покажет сопротивление, в моторе есть неисправности. Когда на дисплее появится обрыв, значит, агрегат находится в исправном состоянии.

Проверка работоспособности подключенного компрессора, запуск двигателя

Исправность компрессора определяют мультиметром. Но прежде чем это делать, нужно удостовериться, что корпус двигателя не пробивает. Если все нормально, то щупы мультиметра поочередно прикладывают к каждому контакту. Если на экране появятся цифры, значит, неисправна обмотка, о работоспособности компрессора можно судить при высвечивании знака «∞».

Для продолжения проверки с компрессора снимают кожух. От контактов отсоединяют проводку. Перекусывают трубки электромотора, которые соединяют его и другие механизмы. Окручивают болты крепления и вынимают компрессор из кожуха. Потом выкручивают винты и измеряют сопротивление между контактами. Для этого прикладывают к выходным контактам щупы тестера. Нормальным считается сопротивление от 25 до 35 ОМ. Это зависит от модели холодильника и электродвигателя. Если показания ниже или выше, компрессор необходимо заменить. Затем проверяют работоспособность манометром.

К нагнетающему штуцеру присоединяют шланг с отводом, двигатель запускают и измеряют давление в компрессоре. Если он исправен, то манометр покажет 6 Атм. Прибор следует тут же отключить, потому что давление будет быстро повышаться и механизм может сломаться. В непригодном для работы компрессоре манометр будет показывать не выше 4 Атм. Его придется убрать и установить новый. Для того чтобы заменить вышедший из строя компрессор требуются определенные навыки, так как это процесс довольно сложный. Лучше всего данную работу поручить профессионалу.

Если давление оказалось в норме, а прибор не включается, возможно, есть проблема в пусковом реле. Может так случиться, что после подключения двигателя от холодильника он не включается. Чаще всего причина в заклинивании. Исправить можно самому при помощи специального устройства с двумя диодами. Его подключают к обмоткам мотора и на несколько секунд подают напряжение. Затем через полминуты процедуру повторяют. Благодаря расклиниванию мотор удается раскачать.

Не во всех случаях определить причину неисправности холодильника можно, тестируя электрические цепи компрессора. Для пуска электродвигателя при применении инверторных устройств понадобится установленный внутри прибора электронный блок. Если такой мотор пытаться принудительно запустить, то может случиться короткое замыкание, и тогда он окончательно выйдет из строя. Правильнее в этих случаях обращаться за помощью в специализированные сервисные центры, где работают опытные мастера и имеется соответствующее оборудование.

Топ-10 лучших холодильников с инверторным компрессором

Принцип работы пускового реле

Несмотря на большое количество запатентованных продуктов от различных производителей, схемы работы холодильников и принципы действия пусковых реле практически одинаковы. Разобравшись в принципе их действия можно самостоятельно отыскать и устранить неисправность.

Схема устройства и подключение к компрессору

Электрическая схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно – ноль) проходит напрямую.

Другой вход (условно – фаза) внутри устройства расщепляется на два:

  • первый проходит напрямую на рабочую обмотку;
  • второй проходит через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.

Если реле не имеет посадочного места, то при подключении к компрессору необходимо не ошибиться с порядком соединения контактов. Распространенные в Интернете способы определения типов обмотки с помощью измерения сопротивления не верны в общем случае, так как у некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмотки одинаковы.

Электрическая схема пускозащитного реле может иметь незначительные модификации в зависимости от производителя. На рисунке приведена схема подключения этого устройства в холодильнике Орск

Поэтому необходимо найти документацию или разобрать компрессор холодильника для понимания расположения проходных контактов.

Также это можно сделать при наличии символьных идентификаторов возле выходов:

  • “S” – пусковая обмотка;
  • “R” – рабочая обмотка;
  • “C” – общий выход.

Реле отличаются способом крепления на раме холодильники или на компрессоре. Также они имеют свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо подобрать полностью идентичное устройство, а лучше – той же модели.

Замыкание контактов посредством индукционной катушки

Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контакта для пропуска тока через пусковую обмотку. Основной действующий элемент устройства – соленоидная катушка, последовательно включенная в цепь с основной обмоткой двигателя.

В момент запуска компрессора, при статичном роторе, по соленоиду проходит большой стартовый ток. В результате этого создается магнитное поле, которое перемещает сердечник (якорь) с установленной на нем токопроводящей планкой, замыкающей контакт пусковой обмотки. Начинается разгон ротора.

При увеличении числа оборотов ротора, величина проходящего через катушку тока снижается, вследствие чего напряжение магнитного поля уменьшается. Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается на исходное место и контакт размыкается.

На крышке реле с индукционной катушкой есть стрелка “верх”, которая указывает правильное положение устройства в пространстве. Если его разместить по-другому, то не произойдет размыкание контактов под действием силы тяжести

Мотор компрессора продолжает работать в режиме поддержания вращения ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. Следующий раз реле сработает только после остановки ротора.

Регулирование подачи тока позистором

Выпускаемые для современных холодильников реле часто используют позистор – разновидность теплового резистора. Для этого устройства существует температурный диапазон, ниже которого оно пропускает ток с незначительным сопротивлением, а выше – сопротивление резко увеличивается и происходит размыкание цепи.

В пусковом реле позистор интегрирован в цепь, ведущую к стартовой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента незначительное, поэтому при начале работы компрессора ток проходит беспрепятственно.

По причине наличия сопротивления позистор постепенно нагревается и по достижению определенной температуры происходит размыкание цепи. Остывает он только после прекращения подачи тока на компрессор и снова срабатывает на пропуск при повторном включении двигателя.

Позистор имеет форму низкого цилиндра, поэтому профессиональные электрики его часто называют “таблеткой”

Неисправность компрессора: признаки

Довольно часто поломки холодильного оборудования происходят по причине неисправности компрессора. Чаще всего распознать эту проблему можно по следующим признакам:

  • на стенках холодильника намерзают заметные глыбы льда (часто такое случается при отсутствии системы No Frost);
  • при работе компрессора слышится громкий звук, но холодильник не морозит;
  • при включении холодильника наблюдается сильная вибрация;
  • компрессор не отключается;
  • холодильник перемораживает продукты.

Система No Frost Для того, чтобы разобраться с проблемой, необходимо рассмотреть признаки поломки подробнее.

Таблица 2. Признаки поломки компрессора

Поломка Причины
Компрессор функционирует, но не морозит Причиной проблемы часто является утечка холодильного агента из-за неправильной перевозки агрегата. Кроме того, это происходит в случае неисправности ТЭНа.
Компрессор не перестает работать Такая проблема возникает по следующим причинам:
  • утечка холодильного агента;
  • разгерметизация капиллярного трубопровода, из-за чего в системе произошел засор;
  • резинка-уплотнитель рассохлась, повысилась температура внутри агрегата, из-за чего мотор начинает работать без остановки. Если в холодильнике имеется компрессор инверторного типа, то после набора нужной температуры, он все равно функционирует, но только минимальных оборотах.
Компрессор гудит, но не функционирует Посторонний шум при работе компрессора часто возникает при наличии болтов, которые необходимо демонтировать после транспортировки. Тем не менее, это касается только новых устройств. Существуют и другие причины неисправности:
  • деформация патрубка;
  • поломка терморегулятора.
Компрессор холодильника включается, а затем сразу отключается Выделяют следующие причины неисправностей:
  • поломка пускового реле, которое отвечает за запуск мотора;
  • обрыв внутренней намотки;
  • обмотка пускового реле оборвалась и компрессор перегревается.

Видео – Неисправности компрессора

Правила безопасности, которые следует соблюдать при проверке

Холодильник – крупный бытовой прибор, для работы которого требуется высокое напряжение. Есть три основные угрозы, которые потенциально имеют место быть, если вы решили отремонтировать ваш холодильник:

  • удар электрическим током (высокое напряжение оказывается на контактах реле, терморегулятора, на обмотках компрессора);
  • удар электрическим током (короткое замыкание внутри электропроводки холодильного устройства, в следствии попадания открытых частей проводки на металлический корпус);
  • обморожения из-за попадания на кожу хладагента.

Любой, кто решил ремонтировать терморегулятор (или любой другой компонент холодильника) должен принимать серьезные меры предосторожности. Не следует проводить работы в то время, когда холодильник включен в сеть: обязательно обесточивайте устройство. В результате (или в процессе) проведения ремонтных работ, образуются контакты проводки, которые следует соединить друг с другом

Все соединения должны быть должным образом изолированы. Необходимо непрерывно проверять наличие напряжения на всех поверхностях, способных проводить ток – корпус, внутренние элементы холодильной камеры и пр.).Все инструменты (отвертки, пассатижи, клеммы мультиметров) должны иметь изолированные ручки

В результате (или в процессе) проведения ремонтных работ, образуются контакты проводки, которые следует соединить друг с другом. Все соединения должны быть должным образом изолированы. Необходимо непрерывно проверять наличие напряжения на всех поверхностях, способных проводить ток – корпус, внутренние элементы холодильной камеры и пр.).Все инструменты (отвертки, пассатижи, клеммы мультиметров) должны иметь изолированные ручки.

Принцип действия пускозащитного реле

Схема холодильника и реле (система реле-компрессор)

Мы будем рассматривать установку компрессора на примере холодильников Атлант, однако адаптировать ее и применить на другом типе холодильников, проблем не составит.

Принцип действия достаточно прост, он широко применяется во многих устройствах, содержащих электродвигатель. Двигатель вращает коленвал, который располагается внутри корпуса. С каждым оборотом поршня приводится в движение поршень; получаются вращательно-поступательные движения. Это и заставляет газ проходить через клапан всасывания, после чего попадать в холодильную камеру.

Задача компоненты в том, чтобы запустить двигатель, благодаря которому и работает компрессор. Чтобы правильно подключить, следует сперва понять из чего узел состоит.

Пускозащитное реле состоит из таких компонентов как недвижимые и движимые контакты, сердечник и его штоки, нагревательные элементы и контакты.

Чтобы установка мотора прошла корректно, следует тщательно изучить работу пускового механизма.

Реле – основа, благодаря которой запускается мотор; именно это устройство выключает его в нужные моменты. Таким образом, оно «спасает» двигатель от перегрузок, заставляет его работать в более щадящем режиме, продлевая срок службы в десятки, а иногда даже в сотни раз.

Алгоритм подключения к компрессору

Прежде, чем приступить к работе, советуем детально изучить схему подключения компрессора.

Устройство пускового реле

Для того, чтобы произвести замену (установку) компрессора нам понадобится тестер (мультиметр), компрессор и, конечно же, пусковое реле

Важно помнить, что запустить компрессор без прибора можно, однако это делается только ради проверки двигателя, в диагностических целях. Если вы хотите установить мотор, чтобы получить работающий полноценный холодильник, всегда следует подключать реле. Мультиметр следует выставить на килоомы (или Омы), после чего замерить сопротивление между обмотками конденсатора

Рабочей обмоткой будет то место, где сопротивление минимально. Именно это место следует подключать к сети 220 Вольт через реле

Мультиметр следует выставить на килоомы (или Омы), после чего замерить сопротивление между обмотками конденсатора. Рабочей обмоткой будет то место, где сопротивление минимально. Именно это место следует подключать к сети 220 Вольт через реле.

Получаем реле, к которому подключено 4 провода: 2 идут от конденсатора, 2 непосредственно от вилки. После этого реле подключается к мотору и вилка включается в розетку.

Это позволяет протестировать компрессор: после подключения к сети, в одну трубку воздух должен всасываться, из другой, наоборот, выдуваться.

Часто так случается, что после подключения, двигатель не работает. Причиной, почти всегда, является клин. Чтобы избежать ее, бежать в сервис вовсе необязательно, можно произвести расклинивание самостоятельно.

Вам понадобится специальное устройство, которое состоит из двух диодов. Устройство нужно подключить к обмоткам мотора и дать кратковременное напряжение на несколько секунд. После этого, спустя 30 секунд повторить процедуру. Расклинивание происходит благодаря «раскачиванию» мотора – с частотой 50 Гц вал двигается в обе стороны, такие вибрации купируют клин полностью.

Конструкция пускозащитного реле. Разница в местоположении разных типов

Пускозащитное реле состоит из следующих компонент:

  • недвижимые контакты;
  • движущиеся (динамические) контакты;
  • штоки сердечников;
  • сердечник;
  • биметаллическая пластина и ее нагревательный элемент;
  • контакты.

Чтобы установка мотора прошла корректно, следует тщательно изучить строение и принцип работы. Иначе процедура запуска компрессора может не увенчаться успехом.

Оцените статью