Поселок городского типа, который был построен прямо в Каспийском море на металлических эстакадах. Появление города было обусловлено началом добычей нефти в этих местах. Построили комплекс в 1949 году, после чего он неоднократно разрастался. На воде были установлены добывающие и перерабатывающие установки, здесь же находились жилые дома, магазины, школы, больницы и все остальное, что необходимо для жизни людей. Сейчас здесь проживает около 2 тысяч человек.
3. Семипалатинский испытательный полигон
Первый и один из крупнейших ядерных полигонов Советского Союза. Первое испытание ядерной бомбы было проведено здесь 29 августа 1949 года. Создание комплекса было частью ядерной программы СССР. Место выбрали не просто так, а благодаря невероятно удачному рельефу, которые позволял проводить разнообразные подземные испытания в штольнях и скважинах.
4. Ускорительно-накопительный комплекс
В Советском Союзе мог быть свой собственный протонный коллайдер. Реализацией проекта занимался Институт физики высоких технологий. Комплекс начали строить в 1983 году в Подмосковье, однако уже в 1994 году его заморозили. Распад СССР и последующий экономический кризис не лучшим образом сказались на научной отрасли. На сегодняшний день инициатива почти закрыта из-за отсутствия финансирования.
5. Объект 825ГТС
База подводных лодок в Балаклаве, которая сегодня является «Музеем холодной войны». Создавалась для хранения, обслуживания и ремонта субмарин в условиях ядерной войны. Комплекс был построен с расчётом на то, чтобы выдерживать падение ядерной бомбы. Строили подземный комплекс на протяжении 8 лет с 1953 по 1961. Закрыта база подводных лодок была в 1993 году.
6. СПРН Дарьял-У
«Дарьял» — передовая на момент создания РЛС Советского Союза, которая использовалась в первую очередь для обнаружения (и последующего перехвата) баллистических ракет. Проект появился в 1964 году. Первую станцию сдали в эксплуатацию в 1984 году. Всего в оборонной инициативе предусматривалось создание 7 подобных комплексов. Как и многие другие подобные проекты, «Дарьял» похоронил распад СССР.
7.РЛС Лена-М
Еще один интересный проект советской РЛС, главной особенностью которого была возможность достаточно оперативного развертывания станции, при условии того, что Лена-М была вовсе не мобильной установкой. Разработана станция была в 1968 году.
Нравится? Жми:
Что на самом деле творилось вокруг Распутина
Надо понимать, все эти сказочки о Григории Распутине начали ходить еще при его жизни, и логично, что Особый отдел Департамента полиции попробовал проверить такие невероятные истории. Для этого он внедрил своих людей — под видом слуг — непосредственно в дом Распутина. Там эти граждане тщательно фиксировали все контакты «божьего человека», в том числе с женским полом.
Оказалось, дам он действительно часто приглашал — только с Невского, а не из высшего общества. Там в те годы стояли проститутки последнего разбора — наркоманки, часто отягощенные грузом венерических заболеваний, слабо излечимых тогда. Прямо скажем: контакт с ними — большой риск и очень сомнительный выбор даже в наше время, после массового внедрения средств профилактики и борьбы с такими заболеваниями. Зачем «божий человек» так отчаянно рисковал, выбирая самые нижние слои женского контингента своего времени?
Карикатура, оформленная как подражание иконографии. Вместо Христа на ней Распутин с четвертью водки в одной руке и сравнительно малоодетой императрицей в другой. Кругом них еще менее одетые дамы высшего света. Ниже — тевтонский всадник рубит русских пеших воинов. На псевдоиконе даты, 1612 и 1917, призванные показать связь между годами первой и второй русских смут / Wikimedia Commons
Ответ на этот вопрос можно найти в допросе Вырубовой, который провела Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства уже в 1917 году. Когда ее спросили о связи с Распутиным — в которую «временные» верили, как дети, пока не провели Вырубову через унизительную процедуру медосвидетельствования, — она заявила, что Григорий не представлял интереса для женщин в принципе. «Он был очень такой неаппетитный», — сказала девственница, которой было уже 33 года.
Поднимем свидетельства других дам того времени. Что они говорят, описывая Распутина? Немытые и длинные волосы, такая же борода, траурные ободки под длинными нестрижеными ногтями, плохая кожа лица… Для «гуру» такие особенности нормальны, но вот в деле привлечения противоположного пола — не совсем. Привлекательный мужской образ Распутина дает только Григорова-Рудковская — то есть та, кто даже не знает, какого цвета у него были глаза и волосы. Вывод: мачо в Распутине видели только те женщины, которые понятия не имели, как выглядит живой Распутин.
При таких мужских достоинствах вариантов у него было немного. Проститутки из «танцевальных залов» (классом повыше уличных) дороговаты, а проститутки с Невского — предельно дешевы. Отсюда и его рискованный выбор.
Нереализованные проекты товарища Сталина
Заметки
11-дек, 2014
Code
19 593
Ошибка
Здание наркомата тяжелой промышленности.
Это здание хотели построить на Красной площади на месте Верхних торговых рядов. В 1934 и 1936 годах проводились конкурсы на проект этого сооружения
Здание Аэрофлота
Дом книги
Образцом традиционного для начала 30-х годов монументального здания мог стать Дом книги по проекту И.А. Голосова, работающего в стиле конструктивизма и символического романтизма. По проекту здание должно было устремляться ввысь, иметь классические формы и скульптурные украшения. В объекте культурного значения должны были располагаться ОГИЗ, музыкальные издательства, художественные мастерские, музей книги, залы экспозиций и докладов, а также огромный книжный магазин. Но Дом книги построен не был.
Дворец Советов
Работа над грандиозным архитектурным проектом велась в 1930-е и в 1950-е годы. Дворец Советов планировали сделать центральной девятой и главной сталинской высоткой. С 1937 года началось строительство, но по окончании войны все силы были брошены на восстановление страны, и проект был заморожен. Сейчас на этом месте находится «новый» Храм Христа Спасителя, который визуально повторяет стан «старого» храма, разрушенного специально для постройки Дворца Советов в 1931 году.
«Арка Героев». Монумент героическим защитникам Москвы
В октябре 1942 года был объявлен конкурс на проект памятника героям ВОВ, т.к. именно в тот момент был разгар военных действий в центральной России.
Высотное здание в Зарядье.
8-ой «сталинской» высоткой должно было стать административное здание в Зарядье. 32-этажный небоскреб, заложенный в день восьмисотлетия Москвы, не был завершен: во-первых, из-за того, что известное постановление 1955 года осудило «излишества и украшательства в архитектуре, а, во-вторых, помешала смерть Сталина. Все возведенные конструкции были демонтированы, и в 1964-1967 годах на оставшемся фундаменте была построена гостиница «Россия» по проекту Д. Чечулина.
Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС)
Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР 10 июля 1925 года было создано Телеграфное агентство Советского Союза, которое обладало исключительным правом на распространение информации о событиях за пределами СССР. Спроектировал здание ТАСС Голосов в 20 этажей. Но и этот амбициозный проект не воплотили в жизнь. Советское начальство по неизвестной причине запретило строить высокое здание. А то, что получилось, сейчас можно наблюдать в конце Тверского бульвара.
Дворец техники.
В 1933 году был объявлен конкурс на лучший проект Дворца техники. Самым ярким и интересным стал проект архитекторов А. Самойлова и Б. Ефимовича, которые ровнялись не на ушедший в прошлое конструктивизм, а на «технократический» характер объекта проектирования. Их проект – это комплекс научно-технических учреждений, лабораторий, испытательных комплексов, который планировалось возвести на берегу Москвы-реки как символ технического прогресса и индустриализма. По неопределенным причинам проект реализован не был.
Прочие, без подписи
После войны Сталин был готов возвести десятикилометровый тоннель в Японском море
Сахалин мечтали соединить с «большей землей» еще во времена существования Российской империи. Каждый раз проекты сворачивались из-за невозможности их реализовать за приемлемые средства. В 1950-м году, немного оправившись от разрушительных последствий Великой Отечественной войны, в Советском Союзе решили все же построить тоннель на Сахалин. Проект курировал лично генсек Иосиф Сталин. Специальная комиссия была отправлена на остров, и было принято решение – лучше всего будет соединить материк и остров подземным туннелем.
Реализация идеи осуществлялась под грифом секретности, и в официальных сводках здесь сооружалась железнодорожная ветка «Комсомольск-на- Амуре – Победино». В реальности у советского руководства были грандиозные планы возвести целую сеть подземных тоннелей, в том числе, с ложными направлениями. План работ был утвержден в сентябре 1950-го года, и все было готово к стройке.
Предполагалось, что протяженность железнодорожных путей составит триста двадцать семь километров, начиная от сахалинского мыса Погиби. Они должны были простираться от мыса Лазарева до станции «Селихин» недалеко от города Комсомольск-на-Амуре. Конечно же, по Японскому морю тоннель планировали проложить кратчайшим путем, и его длина составила бы десять километров.
№ 9 — Мост через Керченский пролив
Мост через Керченский пролив во времена СССР
Еще один проект, который не был полноценно реализован. Переправа через Керченский пролив была задумана еще при царе, Николае II. Но воплотить идею собирались уже в Советском Союзе. Удивительно, но изначально вел стройку Гитлер: по его инициативе и появилась первая переправа через пролив во время оккупации земель Крыма.
Когда эти территории были освобождены, Сталин решил построить мост длиной 4,5 км через пролив. Однако конструкция прожила всего год: ее повредил лед, пришедший из Азовского моря. Также выявилась масса ошибок в проектировании. Остатки моста разобрали, а стройку в то время так и не возобновили снова, хотя варианты переправы прорабатывались.
Сейчас существует Крымский мост, также называемый Керченским. Это транспортный переход через пролив, состоящий из автомобильного и железнодорожного мостов. Протяженность — 19 км. Это самый длинный мост из всех, когда-либо возведенных Россией. Таким образом идея все-таки была воплощена, но уже не в СССР.
Крымский мост: наши дни
Ядерная война с Ледовитым океаном
Как известно, приносить деньги освоение Арктики может даже за рамками добычи полезных ископаемых. Одна из потенциальных «золотых жил» – Севморпуть. Проходящий через Северный Ледовитый океан, он труден и тернист. Виной всему – арктические льды. Но если бы их не было…
Во-первых, наша страна получила бы отличные порты: быть может, не из статуса «незамерзающих», но замерзающих позднее. Во-вторых, мы бы получили много денег, организовав привлекательный транзитный путь, который был бы в 1,6 раза короче, чем морская трасса через Индийский океан даже с использованием Суэцкого канала. Да и доставка грузов с одного конца страны на другой вышла бы дешевле – ведь морской транспорт всегда выгоднее наземного.
Нет, конечно, доставлять грузы можно и при наличии льдов, но для этого надо или ждать 2 года (пока растает то, что вы не успели проскочить), или использовать ледоколы, которые потребляют ресурсы и стоят денег.
]]>]]>
Это ледокол «Адмирал Макаров», построенный в 1940 году. Но он не понадобится, если разнести северные льды атомными бомбами
Сталин идею, судя по всему, оценил, и отправил эту записку в Арктический институт. Там ничего против использования ядерного оружия в мирных целях не имели. «…испытание действия атомной бомбы на льды полярных морей, несомненно, очень желательно, и здесь можно ожидать весьма значительного эффекта», – гласил официальный ответ академика Визе. Но следом же обозначалась главная проблема – на 1946 год СССР не имел атомной бомбы.
Спустя несколько лет её удалось создать. Но полным ходом шла холодная война, и требовалось производить ядерное оружие для достижения паритета. А когда его стало достаточно, человечество уже живо интересовалось проблемами радиации. Поэтому льды Северного Ледовитого океана избежали сомнительной чести познакомиться с массированной атомной бомбардировкой.
№ 1 — Поворот рек в Сибири
Поворот сибирских рек мог бы облегчить сельское хозяйство в засушливых районах
На самом деле, вопреки мнению многих, никто по-настоящему реки поворачивать вспять не собирался. Проект предполагал «перенос» двух рек (Оби и Иртыша), расположенных на сибирской территории, в районы, имеющие засушливый климат. Это позволило бы оказать большую помощь сельскому хозяйству. В разработке этой идеи принимали участие около 160 организаций СССР на протяжении 20 лет. Проект был признан самым грандиозным в ХХ веке среди многих других.
Для реализации сначала планировалось построить канал длиной 2,5 км, глубиной 15 м и 300 м шириной. Это первый этап. На втором этапе собирались менять течение Иртыша в обратную сторону, на 180 градусов. Это планировалось сделать за счет насосных установок, водохранилищ и гидроузлов.
Но здравый смысл восторжествовал: академики СССР, понимавшие, чем грозит природе реализация этого проекта, умудрились убедить власть страны отказаться от идеи повернуть реки вспять.
Реки, где планировалось вести работы
№ 6 — Терра-3
«Терра-3» в СССР
В советское время много думали и о безопасности страны. В 60-е годы планировалось построить «Терра-3» — стрельбово-лазерный комплекс. Это проект системы противокосмической и противоракетной обороны, который имел бы поражающий элемент на лучевой основе.
Работы по строительству «Терра-3» велись с 60-х на Балхашском полигоне. Но в 70-е ученые выяснили, что мощности имеющихся лазеров просто не хватит, чтобы сбивать ракеты, и реализация проекта сошла на нет. Успели смонтировать систему наведения. Полностью все работы были прекращены после распада Союза, а в конце 90-х часть объектов была уничтожена. То, что осталось, перешло на баланс органов туризма, частично было разворовано, а руины посещают туристы.
То, что осталось от «Терра-3»
Авторы Гайдпарка
Екатерина Иванова «Семь минут ужаса»: видео спуска Perseverance на поверхность Марса Читать полностью
Nikol ФБК отказали в исключении из реестра НКО-иноагентов Читать полностью
Александр Попов Кому пойдут на пользу вытрезвители? Читать полностью
Александр Попов УАЗы начали продавать в США Читать полностью
Галина Пешехонова Странные запреты, существующие в разных странах Читать полностью
Уксуc пельмень Россия заняла третье место в мире по числу камер видеонаблюдения Читать полностью
Сергей Ольховский Удержать мир от катастрофы
Путин должен стать немного «Путиным» Читать полностью
Александр Бабкин Насколько вам важно, чтобы вместо Путина президентом стал Навальный? Читать полностью
Стас ИС Путина озаботили дорогие квартиры Читать полностью
Василий Андреев Видео массовой драки Исмаилова и Минеева во время турнира Читать полностью
Николай Холодов США вбивают клин Читать полностью
????????ℕ???????????? Отстыковать от МКС, и все: космонавт счел необязательным сотрудничество России и США Читать полностью
№ 5 — Трансполярная магистраль
Трансполярная магистраль на карте
Еще один масштабный географический проект, который инициировал сам Сталин. По задумке при помощи этой магистрали можно было бы соединить Чукотку, побережье Охотского моря с Архангельском и Мурманском. Над проектом работала крупная организация ГУЛАГ с 1947 по 1953 годы. Сроки снова были кратчайшими, что плохо сказывалось на качестве работы по прокладке железной дороги. Работало тут около 80 тысяч человек.
Постепенно строительство этой магистрали признали убыточным, а проект свернули, так и не закончив его. Стоимость того, что уже реализовали, оценивалась в 1,8 млрд рублей того времени.
Трансполярная магистраль: современный вид
Укрощение Берингова пролива
Берингов пролив относительно невелик – всего 86 километров. Идея построить через него тоннель или мост, и соединить Евразию с Северной Америкой родилась ещё в XIX веке. Скорее всего, этот проект рано или поздно будет реализован.
Но пытливость человеческого ума шла, конечно, намного дальше. Например, железнодорожный инженер Воронин в конце 20-х хотел улучшить климат восточного побережья страны. Для этого он предлагал просто засыпать Берингов пролив. Тогда бы холодные воды Арктики не текли на Дальний Восток, и там стало бы значительно теплее. Правда, ему резонно возразили, что тогда они потекут в Европу, а там у Советского Союза гораздо более населенные города, и страна больше потеряет, чем выиграет.
Более изящная идея была предложена в 1970 году – автором был ученый-географ Петр Борисов. Считалось, что, если бы кто-то «изъял» течение с поверхности океана, то его бы тут же заменили воды поглубже, текущие уже по-своему. «Проблемой» Арктики же было то, что теплый Гольфстрим на каком-то этапе оттеснялся холодным течением, отличавшимся другой степенью солености, а, значит, и иной плотностью. И становился тем самым «более глубоким» течением.
]]>]]>
Идея города-плотины была бессмысленной с практической точки зрения, но отражала свойственное эпохе романтическое восприятие науки и техники
Борисов предлагал ликвидировать верхние холодные воды, после чего бы последовало их замещение теплым Гольфстримом. Что тут же привело бы к резкому улучшению климата в Арктике.
Но как аккуратно изъять верхнее течение из Арктики? Борисов предлагал построить плотину через Берингов пролив. Она была бы в 80 раз длиннее Саяно-Шушенской ГЭС, строившейся почти 40 лет – с 1963 по 2000 годы. Но самое интересное предполагалось поставить внутрь. Это были бы работающие на ядерном топливе насосы, откачивающие воду из Чукотского моря в Берингово – 140 тысяч кубических километров. Или минус 20 метров к уровню Чукотского моря в год. Автор проекта подсчитал, что «поднятие» Гольфстрима в Арктику займет не более 6 лет работы такой суперплотины.
Идею, конечно, зарубили, причем не только из-за космической стоимости: поведение глубинных течений было изучено далеко не полностью. И ученые благоразумно боялись разного рода непредвиденных последствий.
Впрочем, в 70-е годы рождались и еще более странные предложения. Так, архитектору Казимиру Луческому, видимо, не давала покоя слава Ле Корбюзье. Поэтому он, взяв за основу идею с плотиной через Берингов пролив, предлагал её улучшить. Например, путем постройки на плотине города – с эскалаторами, автомагистралью, домами и террасами для любования морем. Мысль, в какой-то степени, ещё более странная, нежели сама плотина. Как будто вокруг совершенно нет свободной земли. А еще, во избежание грандиозных пробок в будущем, каждый квадратный сантиметр такой плотины лучше бы использовать под транспортные, а не жилые нужды.
Впрочем, кто знает? Быть может, лет через 50-100 человек, используя, скажем, растущие вычислительные мощности, создаст подробную модель течений, соберет данные, и изучит поведение Арктики настолько хорошо, что и вправду сможет менять климат без особой опаски. И тогда раскинутся пляжи для загорающих на Обской губе.ссс
1.
Архитектурные сооружения
Проект четырехкилометрового небоскреба для японцев от советских разработчиков.
Огромные проекты Советского Союза известны многим, а вот о тех, что были придуманы отечественными разработчиками для других стран, мало кто знает. А ведь, сложись обстоятельства иначе, в центре Токио высилась бы четырехкилометровая башня, которую проектировали именно советские архитекторы. Речь идет о Башне Никитина — Травуша 4000. Данный проект должен был стать самым высоким небоскребом в мире.
Разработка началась в 1966 году и предполагала возведение башни из четырех сетчатых секций, каждая из которых была длиной в один километр. Однако история этого необычного проекта оказалась недолгой: уже в 1969 году японские заказчики потребовали вдвое уменьшить высоту здания, а после еще почти в четыре раза. В результате непримиримых противоречий проект был отправлен на полку.
Догнать и перегнать
В первые десятилетия существования СССР сделал внушительный рывок. За счёт индустриализации страна по объёму валового внутреннего продукта и производства промышленности превратилась в ведущее государство Европы. С 1928 по 1940 годы ВНП государства вырос, по некоторым оценкам, более чем на 60 процентов, однако структурно развитие экономики было скорее количественным, нежели качественным.
«Несмотря на успешное выполнение первой и второй пятилетки, несмотря на рекордные темпы развития социалистической промышленности, несмотря на то, что «по технике производства промышленность СССР перегнала передовые капиталистические страны», в экономическом отношении СССР еще не догнал наиболее развитые капиталистические страны», – говорилось в докладе Государственной плановой комиссии при Совнаркоме.
Третья пятилетка, по задумке советского руководства, должна была изменить этот перекос.
Так, хотя и была поставлена задача увеличить объём промышленной продукции почти в два раза – на 88 процентов, упор делался на увеличении выпуска легированных и высококачественных сталей, лёгких и цветных металлов, точного оборудования. Параллельно принимались меры по развитию химической промышленности и химизации – ведь стояла задача увеличить в 1,5 раза производство продукции сельского хозяйства. Также планировалось создать новые отрасли промышленности, основанные на органическом синтезе.
Особое внимание было уделено комплексной механизации, в СССР даже осуществлялись первые попытки автоматизации производства. «В третьей пятилетке должна быть значительно увеличена продукция станкостроения и расширен ассортимент производимых станков, преодолено относительное отставание энергетического и химического машиностроения от всё растущих потребностей народного хозяйства, резко усилено производство оборудования для легкой промышленности, обеспечено завершение комплексной механизации трудоёмких отраслей, завершена комплексная механизация сельскохозяйственного производства, проведена дальнейшая глубокая реконструкция железнодорожного и водного транспорта
Всё это в огромной мере увеличивает объём машиноснабжения народного хозяйства СССР», — сказано в докладе
«В третьей пятилетке должна быть значительно увеличена продукция станкостроения и расширен ассортимент производимых станков, преодолено относительное отставание энергетического и химического машиностроения от всё растущих потребностей народного хозяйства, резко усилено производство оборудования для легкой промышленности, обеспечено завершение комплексной механизации трудоёмких отраслей, завершена комплексная механизация сельскохозяйственного производства, проведена дальнейшая глубокая реконструкция железнодорожного и водного транспорта. Всё это в огромной мере увеличивает объём машиноснабжения народного хозяйства СССР», — сказано в докладе.
Помимо прочего, стояла задача создать государственные и мобилизационные резервы.
«При росте в 1942 году фонда потребления в народном доходе в 1,6 раза, фонда накопления (без резервов) в 1,7 должно быть достигнуто возрастание резервов в народном хозяйстве более чем в три раза», — отмечается в плане.